Поделиться
14.05.2018 в 09:24

«Судьи ЖХЛ становятся на матчах командой, объединенной единой целью»

– Анатолий Евгеньевич, как можете оценить работу судей на матчах Женской хоккейной лиги в сезоне 2017/2018?

– Уровень судейства в целом был хороший. Девушки, которым мы дали больше практики по сравнению с другими, справились со своими задачами – мы не прогадали. К серии плей-офф мы определили группу судей, которые выделяются по сравнению с другими по всем критериям, которые есть в оценке работы судей – своим катанием, пониманием игры, внешним видом на матчах, показом жестов. Мы убедились, что они являются наиболее подготовленными, профессионально развитыми как арбитры. Уровень их судейства на матчах плей-офф это подтвердил – не было никаких ошибок, которые могли повлиять на исход матча, не, было пропусков грубых нарушений со стороны игроков. Ошибки судей, которые бросаются в глаза профессионалам и вызывают удивление у болельщиков на трибуне, в матчах Плей-офф были сведены к минимуму. На мой взгляд, плодотворная работа в этом сезоне позволяет нам говорить о росте судейского мастерства.

– Сформировались ли в сезоне определенные судейские бригады, либо от матча к матчу происходила ротация?

– В регулярном чемпионате в случае двойного судейства мы ставили главных арбитров в пары, пробовали варианты и смотрели, как они взаимодействуют друг с другом, насколько могут проявлять свои лучшие качества на матчах. Линейные судьи всегда работают в паре, но здесь тоже были эксперименты в плане составов, поскольку кто-то работал первый сезон, и важно было дать новичкам попробовать поработать как друг с другом, так и с опытными арбитрами. Все это удалось осуществить, и к серии плей-офф были скомпонованы бригады судей. А в финальной серии мы вновь внесли небольшие изменения в состав.

– Как проявили себя судьи-новички?

– Девушки – молодцы! Но, к сожалению, календарь прошедшего сезона не помогал регулярной практике судейства и работе Лиги с арбитрами, а это, в свою очередь, влияет на прогресс. Судьи получали дополнительную практику в «окнах» календаря Лиги за счет работы в соревнованиях разного уровня. ФХР проводила турниры среди молодежных команд, где также в качестве судей участвовали наши девушки. Также некоторые выезжали на международные турниры. Хотя стоит отметить, что по уровню команд нельзя назвать это особым опытом, кроме разве Чемпионата мира среди женских молодежных команд в Дмитрове в январе 2018 года.

Если конкретизировать тех,, кто работал на матчах ЖХЛ впервые в этом сезоне – успешно продвинулась Дарья Ермак, которую мы перевели в статус главного судьи, и не пожалели об этом. Из линейных есть те, кто действительно стал судьей, хочу назвать Юлию Лавелину и Наталью Ковалеву. На тренировочном сборе перед стартом сезона мы просмотрели новичков, дали им возможность поработать на товарищеских матчах в течение 5-10 минут, и первое впечатление, которое сложилось, оно подтвердилось – девушкам действительно нравится эта работа.

– Плей-офф в сезоне ЖХЛ был в новинку, в том числе, и для арбитров – как оцените работу бригад в кубковом раунде?

– Да, впервые структура календаря позволила судьям принять участие в матчах навылет. Я считаю, что они справились, они были командой. Девушки профессионально подходили к вопросамразминки перед матчем, проведению самого матча, коммуникации друг с другом – все это проявлялось на льду. Здорово, что теперь есть серия плей-офф, во время которой судьи становятся единым коллективом на определенный срок и стремятся показать качественную работу. От каждой из них зависит успех работы всей бригады на матче.

Первое зарождение такого коллектива произошло на Матче Звезд ЖХЛ в Астане. Да, возможно, девушки были назначены на турнир не по уровню мастерства на тот момент – они все проживают в Москве, и необходимо было посещать тренировки Мастер-шоу. Но в тот момент и родилась такая команда, которая общалась, была объединена единой целью.

– После матчей тренеры обсуждают с игроками определенные моменты – происходят ли подобные разборы и у судей?

– Да, после игры инспектор матча и я как руководитель отдела судейства разбираем с арбитрами игровые моменты в видеозаписи матча, обсуждаем каждый эпизод, который мы отметили во время игры. Судьи спорят, отстаивают свою точку зрения – значит, они подходят к работе серьезно и ответственно. В этом году мы также размещали на шлемах игроков камеры GoPro и получили большой объем информации для анализа – что девушки делали на льду, какие решения принимали, куда смотрели в том или ином эпизоде, как осуществлялась коммуникация с игроками.

– Есть ли обратная связь от инспекторов ФХР, которые наблюдали за работой девушек-арбитров?

– Общей оценки уровня судейства от ФХР пока не было, но здорово, что на всех матчах плей-офф и 50% матчей «регулярки» работали инспекторы. Это значит, что наши арбитры не остаются в вакууме наедине с собой – отработав матч, они имеют возможность проанализировать его с человеком, который раньше был судьей и теперь стремится поделиться своим мастерством, подсказать девчонкам нюансы судейства, чтобы росло их профессиональное мастерство.

– Насколько эффективной была система двойного судейства, когда на матче работали по два главных и два линейных арбитра?

– Все знакомые матчи между командами, соперничающими за попадание в плей-офф, носят такой характер, что один главный судья может не успеть уследить за моментом, не увидеть нарушений, что могло бы повлиять на результат. И введение двойного судейства в этом сезоне – большой плюс. Таких матчей было около 25% в регулярном чемпионате, да, это мало – в следующем сезоне количество таких матчей будет 50%. Такие игры носят острый характер, игроки бурно реагируют, когда считают, что судья пропустил нарушение, сложные моменты их нервируют, а девушки-хоккеистки особенно впечатлительно реагируют на решения судей. Поэтому очень важно, чтобы на льду во время таких матчей было 4 судьи.

– Можно ли отметить изменение в общении игроков и тренеров на льду?

– В первую очередь, бросилось в глаза, что в этом году было меньше конфликтов на льду у игроков. Раньше часто случались драки, и в этом сезоне судейство целенаправленным воздействием на клубы и игроков на льду посредством наказаний добилось того, что мы сократили этот ненужный для развития хоккея показатель. Тренеры также провели заметную работу в этом вопросе с игроками.

Поведение тренеров во время матчей по отношению к судьям – это эмоции, которые сложно загнать в какие-то рамки. Работа велась, мы обсуждаем это на совещаниях, по телефону после матчей. Я как руководитель работаю с судьями. И это наше взаимодействие с тренерами и официальными представителями клубов носило положительный характер. Все хотят улучшить качество судейства, чтобы на площадке царил только спортивный принцип. Думаю, что мы шагнули вперед в этом плане. Не было серьезных разногласий и конфликтных ситуаций. Всегда у всех будут разные взгляды на тот или иной момент на льду во время матча, но на это существуют рамки общения – все это было соблюдено.

– Многие игроки отмечают, что было бы неплохо разрешить силовые приемы на льду, чтобы играть с североамериканскими командами на их же уровне. Есть ли в этом реальный смысл?

– Во всех разговорах про то, что в Северной Америке разрешена силовая борьба, нужно вспомнить правила IIHF и ФХР, где указано, что прямое воздействие друг на друга посредством силового приема запрещено, также запрещены прижимания к борту с целью отобрать шайбу. Я считаю, что не надо отступать от правил, надо следовать им, для этого они и написаны. Девчонкам необходимо играть в чистый хоккей – лучше кататься, точнее бросать по воротам, быть более техничными. Если они будут толкаться, цеплять и держать друг друга – будет меньше голов, а больше нервов, драк и конфликтов. Хоккей от этого не улучшится, на международной арене с теми же канадками и американками мы лучше от этого не заиграем, потому что они просто быстрее по катанию и исполнению всех технических элементов. А цеплять и бить о борта на международных соревнованиях нам все равно не позволят.

– Планируется ли расширение судейского корпуса к новому сезону? Есть ли новые лица?

– Работа по обновлению судейского корпуса нами ведется. Но она не может быть сильно заметной. Ведь количество команд в Лиге пока не увеличивается, чтобы девушка, игравшая в хоккей на профессиональном уровне, перешла в судейство, необходим комплекс условий для будущей жизни, в которой у нее будут выходы на лед в течение года на уровне 20 – 30 раз. Судейство в ЖХЛ – это хобби, которое требует высочайшего профессионального уровня! Положительное в судействе – это возможность быть частью хоккея, осуществлять путешествия по стране и миру!

По ходу сезона нам поступает информация с регионов о судьях, которые появляются там. В частности, в Нижнем Новгороде есть девушка, которая в сезоне работала на соревнованиях ФХР под нашим чутким присмотром. Планируем пригласить ее на летний сбор. Из других видов спорта также могут быть желающие, но для того, чтобы быть хоккейным судьей, нужно хорошо уметь кататься на коньках, быть «игровиком» – это должны быть командные люди, понимающие, что такое работа с партнерами на площадке в игре.

Поделиться