Юлия Гредзен – о дочери.
Дарья Гредзен стала лучшей хоккеисткой сезона 2023/2024 и впервые завоевала серебряные медали чемпионата ЖХЛ. Семья вратаря связана с хоккеем: старший брат играл в чемпионате Молодёжной хоккейной лиги, а младшая сестра планирует стать хоккеисткой после семи лет в фигурном катании. Юлия Гредзен поддерживает детей во всех начинаниях.
О хоккейной семье, разлуке, поддержке и стереотипах – в интервью для пресс-службы ЖХЛ.
— Как восприняли желание Даши пойти в хоккей?
— Дашин старший брат Гриша хотел встать на коньки и заниматься хоккеем. Даша несколько дней смотрела за ним с трибуны и сказала, что хочет к брату, спросила, можно ли ей тоже научиться кататься. Я поговорила об этом с тренером, на что он сказал: «Да, пусть приходит». Им было по четыре и пять лет, они вместе ходили по льду, падали, как маленькие колобки. Даша начинала на фигурных коньках, которые я купила в ближайшем магазине. Потом сточили на них зубчики, приобрели клюшку, а позже и хоккейные коньки. Так всё и понеслось (смеётся). Как можно не поддержать интерес ребёнка? Это святое дело.
— Не было переживаний, что дочь решила связать жизнь с не самым востребованным женским видом спорта?
— Наверно, он не самый востребованный из-за стереотипов, но с ними нужно бороться. Если посмотреть на историю, женщин раньше не допускали до работы. А сейчас есть множество профессий, которыми женщины занимаются так же успешно, как и мужчины. Например, 150 лет назад никто не мог представить, что женщина будет юристом.
Если тебе нравится командный вид спорта, не важно, кто играет против тебя: парни или девушки. Даша только к 15-ти годам узнала, что есть женский хоккей. До этого она всегда играла с парнями. У нас не было мыслей о том, что будет дальше, ей просто нравилось играть, она была востребована. Каждый год спрашивала у Даши, будем ли продолжать с хоккеем, и каждый раз ответ был положительным. Никогда не заставляли заниматься, это всегда было только её инициативой. Главное, что родитель может сделать для своего ребёнка — поддержать его выбор и обеспечить возможность заниматься любимым делом. Да, были нюансы, сложности, пришлось сменить много городов, были частые разлуки и радостные встречи. С детства привыкли подолгу жить на расстоянии. Но это путь спортсмена, в котором нужно сделать выбор в пользу профессионального развития. Приходится чем-то жертвовать, в нашем случае частыми встречами.
— Как часто удаётся увидеться по ходу чемпионата?
— Сейчас живу в Москве, и когда Даша приезжает со сборной в Новогорск, мы стараемся видеться. По возможности приезжаем на игры, были в Санкт-Петербурге на финале. Если на дорогу до стадиона уходит два-три часа, то нужно ехать. Нам нравится женский хоккей. На церемонии закрытия сезона многие люди с удивлением задавали вопросы про этот вид спорта, не знали, что в Красноярске есть сильная женская команда. Все привыкли, что хоккей — для мужчин, но это стереотип. Девушки тоже умеют и любят играть. Радует, что сейчас девочки целенаправленно идут в хоккей, потому что раньше в него приходили из других видов спорта в 10-15 лет.
— Смотрите все матчи «Бирюсы»?
— Конечно! Все родственники, у которых хватает нервов и нет проблем с давлением, смотрят игры «Бирюсы» (смеётся). Помимо этого, слежу за интересными матчами других команд ЖХЛ.
— Как справляетесь с волнением?
— Это выработано годами. Предвкушение и ожидание матча всегда сопровождается эмоциями и переживаниями. Когда игра начинается, видишь, как играет команда, есть ли уверенность или, наоборот, суета. Это передаётся и тебе, полностью погружаешься в матч и испытываешь те же эмоции, что и хоккеистки. Разве что они могут своими действиями оказать влияние на результат, а ты просто смотришь со стороны и ничем не можешь помочь.
— Ваш сын был защитником. Кажется, что быть родственником вратаря ещё тяжелее, чем полевого, ведь во вратаря летят все шайбы.
— Когда Даша на воротах, у меня есть внутреннее чувство уверенности за команду и за неё. Она правильно действует, готовится и настраивается на игры. Ведь есть канал энергии между матерью и ребёнком. Я всегда ему доверяю (смеётся). Мамы меня поймут: бывает состояние беспокойства, и ты точно знаешь, по какому поводу оно возникает. Не нужно думать о том, что ребёнку куда-то прилетит, что будет больно. Если есть такие мысли, то зачем отдавать детей в спорт? Если им будет тяжело, они уйдут. Время, проведенное в детстве на тренировках, даёт уверенность в том, что ребёнок лучше меня знает, как в какие моменты поступать. Даша выступает на профессиональном уровне с 15-ти лет, до этого она играла с мальчишками. Так что есть уверенность в том, что делает твой ребёнок.
А представьте, каково болеть за две команды одновременно. У меня таких ситуаций было много (смеётся). В такие моменты испытываешь смешанные чувства, ведь ты за то, чтобы с одной стороны ребёнок ловил шайбу, а с другой — забивал. Сложно отследить свою реакцию, болея сразу за две команды.
— Была ли конкуренция между Гришей и Дашей? У брата нет обиды, что карьера сестры сложилась лучше?
— В детстве всегда была жесточайшая конкуренция за оценки, за внимание, даже за рост: кто выше, а кто ниже. Они – погодки, это добавляло проблем. При наличии свободной минуты дома всегда был долбёж клюшек, они тренировали дриблинг, бегали во дворе с мячом, играли в настольный хоккей. Всё время было движение, иногда ссорились, но когда дети растут вместе, это нормально. Сейчас Гриша поддерживает сестру и тепло к ней относится. У него нет зависти. Думаю, любой брат был бы рад за сестру, у которой есть успехи в том же виде спорта, каким занимался он. Они могут говорить на одном языке, знают профессиональный сленг, а общий интерес всегда объединяет. Даша слушает Гришу в хоккейных вопросах, он бывший защитник, так что может ей подсказать, как действуют игроки обороны.
— Ваша младшая дочь Настя занимается фигурным катанием, но следит за ЖХЛ. Как отреагируете, если она скажет, что хочет пойти в хоккей?
— Она уже об этом говорила (смеётся). Сейчас у нас диалог на эту тему. Настя занималась фигурным катанием с пяти лет, уверенно стоит на коньках и хочет попробовать себя в хоккее, пойти по стопам сестры. Она с рождения наблюдает за Дашей, за тем, как она растёт, за её достижениями. Конечно, это привлекает. Настя ориентируется в командах, знает статистические показатели лидеров, знает, кто где играет. Она в теме. Иногда напоминает нам, когда начинаются матчи. Интересуется, когда мы поедем в Питер на игры, в Нижний Новгород, будет ли выезд в Воскресенск, возьмём ли мы её на игру. Иногда матчи пересекаются со школой, и порой приходится жертвовать ей ради игр (смеётся). Она ярая болельщица.
— Как сложилось, что в вашей семье все дети связаны с ледовыми видами спорта?
— Видимо, одни повторяют за другими. Спросили у младшей дочери, чем она хочет заниматься: хоккеем или фигурным катанием. В ответ на это Настя спросила, есть ли розовая хоккейная защита. Я ответила, что вряд ли, из-за этого выбрали фигурное катание. Занимались им почти семь лет. Ребёнок проявил инициативу заниматься хоккеем, уже купили форму, так что попробуем.
— Какие были эмоции и мысли после финала Кубка ЖХЛ?
— Около недели после окончания сезона у меня были слёзы на глазах, не хотелось, чтобы всё так закончилось. Мы до конца верили в победу, поэтому было опустошение, образовалась эмоциональная яма, выбившая на несколько дней из колеи. Когда вернулись из Питера, состояние было «ни петь, ни говорить» (смеётся). Я восхищаюсь спортсменами, которые через бронзу, через серебро идут к золоту, борются за самые высокие результаты. Надеемся, что «Бирюсе» удастся завоевать Кубок.
— Как поддерживаете Дашу во время неудач?
— Иногда нужно найти слова, которые, в основном, даже не связаны с хоккейной темой. Вспомнить примеры и ситуации из жизни. То, что позволяет философски отнестись к произошедшему, сделать выводы и забыть. Хоккеистки — это профессионалы, и по ходу карьеры они учатся не только играть, но и работать с эмоциями. Работать над тем, что в голове, сложнее, чем над хоккейными навыками. У каждого есть переживания, которые влияют на игру. Все мы люди, у всех есть чувства, мы испытываем эмоции, вопрос только в том, чтобы несмотря ни на что идти вперёд. Спортсмены это умеют как никто другой. Подготовка к игре начинается с подготовки головы.
— Какой момент в карьере Даши для вас самый памятный?
— Когда её впервые вызвали в сборную. Помню, мы приезжали в Новогорск, испытывали невероятные, волнительные чувства, как будто в космос попали. Ещё вспоминается, как Даша вышла на Олимпиаде. Тогда были слёзы от эмоций. Говорю об этом и ощущаю эти моменты кожей. Ради таких чувств мы и живём хоккеем.