Интервью со специалистом, который работал с командой Полины Болгаревой, и дебютирует в профессиональном женском хоккее.
Сергей Бондаренко возглавил «Торнадо» летом 2023 года. До этого на протяжении четырёх лет он работал в юниорской команде «Атлант». Сезон 2023/2024 станет для специалиста дебютным в роли тренера взрослой профессиональной команды.
О впечатлениях от команды, стиле работы, целях на сезон и развитии женского хоккея – в интервью официальному сайту ЖХЛ.
– Быстро приняли предложение «Торнадо»?
– Нам с Андреем Дылевским поступило предложение возглавить женскую команду «Торнадо». Мы работаем вместе уже четыре года, поэтому достаточно быстро приняли решение, что попробуем что-то новое.
– Не было предубеждений по поводу того, что это женская команда?
– Нет. Считаю, что хоккей нельзя делить на мужской и женский. Да, есть определённая специфика, но этот вид спорта одинаков для всех.
– До этого следили за женским хоккеем?
– Не особо, но у меня занимались девчонки − были в командах с ребятами. Одна из них – Полина Болгарева, Она пришла ко мне в юношескую команду 1999 года рождения и шаг за шагом упорно трудилась наравне с парнями, чтобы занять своё место в команде. Также контактировал с женским хоккеем, когда работал спортивным директором в Федерации хоккея Москвы, но это были, в основном, детские команды. Мы подтягивали их в чемпионат, организовывали товарищеские игры с парнями. Но плотное знакомство произошло только сейчас.
– С чего началось знакомство со взрослым женским хоккеем?
– Посмотрел много игр сезона 2022/2023 в записи. Оценил, во что играют команды, как это выглядит.
– Какие были мысли по поводу увиденного?
– Женский хоккей выглядит не так атлетично, как мужской, здесь другие скорости и броски. Но мне нравится, как играют. Женский хоккей – комбинационный, атакующий, его интересно смотреть.
– Какие проблемы команды удалось выявить в ходе предсезонки?
– В основном катание. Не все хоккеистки хорошо катаются.
– Что для вас хорошее катание?
– Когда человек не думает, как он это делает, когда для него нет неудобных сторон. Проще говоря, когда он может поворачивать и налево, и направо, не думая о технических нюансах. Это выработанный навык, который не должен мешать думать, контролировать шайбу и принимать решения.
– Этот навык можно развить у взрослых игроков?
– Развить можно всё, вопрос только в том, в каких пределах. Естественно, это не слишком поддаётся исправлению, но немножко подкорректировать можно. Когда работал с парнями, сравнивал катание с почерком, ведь он индивидуален у каждого человека, хоть нас всех и учат по одним прописям.
– Есть ли принципиальные отличия между тренировками женской и мужской команды?
– Да, это разные объёмы нагрузок, но по направленности тренировок никаких отличий не должно быть. Всё, что нужно в мужском хоккее, нужно и в женском.
– Кого из команды можете выделить уже сейчас? Кто может стать лидером?
– Пока не буду никого выделять. В первую очередь это должна быть команда, и если она будет, то будет и результат. Личности создают команду, а не наоборот. Это моё глубокое убеждение.
– Трансферы «Торнадо» в это межсезонье инициировали вы?
– Часть – да. Контракты получили Анастасия Петина, Алина Ландырева, Ольга Никитина, Мария Сорокина и Екатерина Давлетшина.
– По сути вы пришли в собранную команду?
– Да, и это нормальная ситуация для профессионального хоккея. Не увидел в этом ничего необычного. Сейчас в процессе работы ищем игроков, пытаемся усиливаться.
– Из «Торнадо» ушёл ряд ключевых игроков: Нина Пирогова, Алевтина Полунина, Елена Зарипова. Их отсутствие сильно скажется на команде?
– Однозначно, команда будет другой, ведь эти игроки были лидерами. Видел их игру только в записи, поэтому с моей стороны будет некорректно проводить параллели между сегодняшним и прошлым составом.
– Как проходило знакомство с командой?
– Пришёл на тренировку, начальник команды представил меня и моего помощника, после этого начали работать. Всё достаточно буднично.
– Расскажите о новом тренерском штабе.
– Вместе со мной будет Андрей Дылевский, мы работали вместе в «Атланте» с юниорами четыре года. Он занимается с защитниками, так как сам был игроком обороны, много поиграл у нас в стране и за океаном. Считаю, что у нас сильная связка, мы дополняем друг друга. Начальник команды Виктор Сидорин остался с сезона 2022/2023, также он работает с вратарями. Пока это весь тренерский штаб.
– Переход в «Торнадо» – это повышение?
– Да, я расцениваю это как шаг вперёд. До этого мы тренировали в юниорском, в молодёжном хоккее, немного удалось поработать за океаном, но это всё равно были юниоры, теперь же предстоит показать себя во взрослой профессиональной команде. И для меня, и для Андрея Дылевского это первый опыт.
– Не тяжело приходить на тренерское место после человека, который работал в команде 16 лет?
– С Алексеем Чистяковым очень давно знакомы, он помог советом и объяснениями, ввёл в курс дела. Приезжали в Дмитров ещё в прошлом году со своей командой «Атлант», очень много разговаривали с Алексеем Вадимовичем. В то время не могли даже представить, что следующий сезон начнём в «Торнадо». Тяжёлого входа на чьё-то место не было, ведь всё произошло достаточно быстро: с юниорской командой съездили на финал чемпионата России, а когда вернулись, нам поступило предложение от «Торнадо».
– Как прошли сборы?
– Провели хорошую работу, выполнили весь запланированный объём. Мы были в Пинске, там очень хорошая база, на которой всё под рукой. Были двухразовые тренировки на льду, обязательная «земля». Всё как положено в нормальной профессиональной команде. Время покажет, что удалось наработать.
– Не было трудностей с тем, что между знакомством с командой и сборами прошло мало времени?
– Сборы – это физическая и функциональная база, которую мы закладываем перед сезоном. Здесь не особо важно, кто и во что играет. Мы начали работать с хоккеистками с начала июля, у нас было три недели на знакомство, этого вполне достаточно. Особых трудностей не возникло: есть контакт, есть хорошая обратная связь. На данном этапе грех жаловаться.
– Работаете с женской командой мягче, чем с мужской?
– Я в принципе достаточно спокойный тренер. Все эмоции должны идти в дело как со стороны тренера, так и со стороны игроков. Такой же принцип и в мужском хоккее.
– Многие тренеры предпочитают более жесткие методы.
– Всё бывает, у всех свой стиль. Каждый тренер делает своё дело так, как считает нужным. Я верю, что тренер работает во благо игрока, чтобы развивать его. Да, у всех разные методы, но цель должна быть одна.
– Расскажите о задачах на сезон.
– Главная цель – побеждать. Не люблю проигрывать, ведь я воспитанник старой школы ЦСКА, меня в детстве учили, что существует только одно место – первое, а всё остальное – проигрыш. Буду стараться прививать такое же отношение к делу.
– Какой хоккей хотите поставить в «Торнадо»?
– Будем пытаться играть в атакующий, комбинационный, интересный хоккей, чтобы его было приятно смотреть. Мы играем для зрителей и должны доставлять радость приходящим на стадион людям.
– Как развивать женский хоккей?
– Надо перестать делить девочек и мальчиков в детстве. К 14-ти, 15-ти годам можно делать женские команды, до этого возраста девчонки должны играть с мальчишками. Не нужно делить хоккей на женский и мужской, ведь в эту игру могут играть все, нет никакой разницы. Можно убрать фору, которую дают девочкам, выступающим в командах мальчиков. Когда я пришёл работать в Федерацию хоккея Москвы, девчонки, которые старше на три года, могли играть за мальчиков. На мой взгляд, для них это была медвежья услуга, ведь когда ей 10 лет, а команде мальчиков семь, это огромная разница. Девчонки катаются лучше, они умнее в этом возрасте и из-за таких правил останавливаются в развитии, а наверстать это потом очень тяжело. Сейчас эта разница может составлять два года, я изменил это правило, работая в ФХМ. Но считаю, что нужно её дальше уменьшать. В Америке у меня были девочки, которые играли с парнями год в год, а потом уходили в женские лиги ближе к возрасту колледжа. Из ЖХЛ можно привести в пример Полину Болгареву, про которую я уже говорил. У меня она играла год в год с парнями, была хорошей хоккеисткой для мужской команды. Сейчас она нападающий, который на хорошем счету в Лиге. Многие хоккеистки прошли этот путь на моих глазах, я их помню, потому что они выделялись среди мальчиков. Потом парни крепнут, становятся сильнее, и именно в этот момент должны возникать женские команды. Чем дольше девочка будет играть с парнями, тем лучше, потому что спарринг должен быть сильным. Не зря профессиональные теннисистки спаррингуются с мужчинами.
– Сейчас существует тренд, чтобы девочки росли с девочками.
– Не считаю это правильным. Может, когда я глубже познакомлюсь с женским хоккеем, что-то в моих суждениях поменяется. Наша профессия в принципе подразумевает постоянное обучение и развитие, иначе не будет никакого движения. Да и в целом нет ничего застывшего, вечного и правильного. Всё относительно и субъективно.