Главный тренер женской сборной России – о прошедшем в Казахстане международном турнире.
С 1 по 7 февраля в Астане прошёл международный турнир – Евроазиатский Кубок. Помимо юниорских сборных России, Беларуси и Казахстана разных возрастов там выступила женская сборная России под руководством Александра Зыбина.
По итогам турнира Александр Викторович рассказал официальному сайту ЖХЛ о плюсах таких соревнований, о кандидатах в национальную команду, а также об исторической победе российской сборной над мужской командой Беларуси в рамках турнира формата «3 на 3».
– Подведите общий итог турнира.
– В плане результата итог, конечно, не очень хороший. Среди мальчишек заняли четвёртое место, разница шайб большая. Но есть и положительные моменты! Приехали на турнир, где играют парни под КХЛ, которые стучатся в эту Лигу, и сыграли на других скоростях, чем в женском хоккее. Совсем другая борьба, другая мотивация, быстрота передвижения шайбы и мышления, принятия решений. И в этих условиях мы увидели моменты, которые нужно подправить. Где нужно действовать более строго, где – быстрее, где – больше крутить головой. Никогда не поздно чему-то учиться, что мы здесь и делали. А ещё очень приятно: впервые сыграв на турнире формата «3 на 3» мы не выглядели «девочками для битья». Показали, что мы тоже что-то умеем, и что при правильной игре каждой хоккеистки на поле можно показать результат даже против мужских команд.
– Какие ставились задачи на Eurasia Jastar Cup? Удалось ли их выполнить?
– Одна из главных задач была – посмотреть на тех игроков, которых мы ещё не видели. Посмотреть в целом на команду, в которой есть хоккеистки как постарше, так и помоложе. Оценили тактический рисунок соперников и сделали для себя вывод: возможно, по времени нам нужно тренироваться чуть меньше, зато интенсивнее – более качественно и быстро. Плюс поняли, как перестраиваться при той или иной атаке противника. Думаю, всё это будем применять в дальнейшем при игре с другими женскими сборными.
– А как же психология победителя? Она на подобных турнирах воспитывается вряд ли.
– Не буду называть фамилии, но с некоторыми игроками более старшего возраста мы об этом действительно беседовали. Они говорили – «вот, здесь заранее всё понятно, заранее ощущаем себя проигравшими, и вообще мы сюда неохотно едем, потому что здесь одни поражения». Но ведь нужно делать выводы! И именно на таких соревнованиях пересиливать себя, убеждать себя не проиграть. Я отвечал – «вы сами себя в такое положение поставили, сами себя убедили». Не только тренер должен воспитывать в игроках психологию победителя, сама команда должна к этому стремиться. Внутри коллективк всегда должен быть этот стержень: боремся, как бы ни складывалась игра, и неважно, кто соперник.
– Какой матч получился самым трудным?
– Встречи с Беларусью и Россией приблизительно по одному сценарию проходили. Они больше держали шайбу, много играли в нашей зоне, накладывали смены на нас, нам приходилось перестраиваться. Девушкам было довольно-таки тяжело. Со сборной Казахстана оказалось чуть-чуть полегче. Мы уже успели провести один матч против наших ребят, кое-что подправили и стали создавать моменты, хорошие моменты. Больше играли в атаке, и пропустили в итоге поменьше.
– А что скажете о жёсткости? После декабрьского турнира в Беларуси девочки рассказывали, сколько синяков привезли.
– На этот раз до парней донесли, что девчонок нужно немного поберечь. Зато уменьшение жёсткости соперники компенсировали скоростью, заиграли ещё быстрее! А вообще – все команды приехали кого-то проверить. Кто-то посильнее оказался, кто-то послабее, российские ребята были луше всех. Хороший турнир, хороший урок. Правда, бросилось в глаза, как мало народу пришло на трибуны на наши матчи. Для Казахстана женский хоккей всё-таки диковинка, интереса большого нет, в этом направлении нужно поработать.
– В итоге обошлось без травм?
– Были, конечно же, моменты, когда девчонки ловили на себя. Без ушибов здесь, естественно, никуда, работы у доктора было много! Но мы с честью вышли из положения, все приехали домой в нормальном настроении.
– Теперь о турнире «3 на 3». Чем этот хоккей отличается от стандартного формата?
– Повсеместно пробовать его начали со старта сезона 2022/2023. Я так понимаю, в перспективе хоккей «3 на 3» хотят внести в программу Олимпиад. И получается довольно-таки интересно, хоть и отличается от большого хоккея. Меньше народа, больше пространства, раздолье для игроков, частые смены, больше времени подумать, и работают прежде всего отдельные заготовки в тройках, тренерские наработки. В целом мне понравилось, хоккей смотрится. Просто есть нюансы, которые нужно объяснять девочкам.
– Формат «3 на 3» несколько нивелирует разницу между мужскими и женскими командами?
– Здесь в первую очередь идёт игра один в один, каждый играет с каждым. А в «5 на 5» работают прежде всего схемы, запутывание в зоне, и некоторые девочки теряются.
– Историческая победа над Беларусью, как удалось её добыть?
– В первую очередь – мы не проиграли свои единоборства. Сыграли очень плотно, внимательно, почти не давали простора сопернику. Ну и конечно же, действия вратаря. В женском хоккее вратарь – 60% успеха, а против мужских команд – все 100%. Диана Фархутдинова сыграла так, что придала максимальную уверенность девчонкам. Они поймали кураж, эмоции и довели встречу до исторической победы, как мы сказали им потом в раздевалке.
– Кого из девушек выделите по итогам турнира?
– Принципиально никого. Все старались. Кто-то отлично сыграл, у кого-то не всё получилось, но бились и старались точно все.
– Из сборной девушки сейчас вернулись в свои клубы. Как повлияют на их игру прошедшие матчи?
– Они точно будут стараться сохранить эту подросшую скорость, сохранить эту быстроту мышления. Но всё равно: женский хоккей – другой. Если против тебя выходит медленный соперник, ты будешь играть по этому сопернику, то есть не на том уже уровне. А чтобы эта быстрота сохранилась уже на уровне рефлексов, нужно время.
– Удалось уже посмотреть всех кандидатов в сборную?
– Нет, пока не всех. Не видели смысла брать на прошедшие турниры совсем молодых девчонок. Кто пока только стучится в первую команду – их надо проверять на фоне других девушек, чтобы понять реальный потенциал. Фамилии называть не буду, но три-четыре таких кандидата есть, плюс ещё несколько травмированных девчонок, восстановления которых мы ждём. Естественно, есть мысль посмотреть в деле вообще всех, но под это нужно делать отдельный турнир – например, на три команды. И из этих, грубо говоря, 60 человек выбрать 30, которые будут готовиться к большим турнирам.