Большое интервью главного тренера СКИФа, который провёл дебютный сезон в женском хоккее.
СКИФ уверенно выиграл регулярный чемпионат ЖХЛ 2021/2022, дошёл до финала плей-офф и стал чемпионом России по хоккею среди женских команд. Ранее нижегородская команда ни разу не преодолевала стадию полуфинала. В финале СКИФ проиграл «Ванке Рэйз» (0-3 в серии) и завоевал серебряные медали ЖХЛ.
Возглавлял СКИФ Игорь Аверкин – главный тренер с огромным стажем работы в системе мужских команд Нижнего Новгорода. Для 65-летнего специалиста сезон стал дебютным в женском хоккее.
В интервью официальному сайту ЖХЛ Игорь Аверкин рассказал, как согласился на работу в ЖХЛ, что смогло удивить опытного специалиста в женском хоккее, о переживаниях и причинах неудачи в финальной серии, вокруг каких компонентов строилась стратегия игры СКИФа и за счёт чего женский хоккей в России может сделать качественный шаг вперёд.
− Первый сезон в ЖХЛ завершён – СКИФ выиграл регулярный чемпионат и оказался в финале. Рассчитывали на такое прошлым летом?
− Я до конца не понимал, какой уровень команд – только приблизительно. Но когда встретились со всеми, то понял, что играть можно с каждым соперником. И побеждать можно, что у нас и произошло.
Хоккеисток я с предсезонных сборов нацеливал на то, что нужно начать с победы в гладком чемпионате, выигрывать каждую игру. Сначала может и был какой-то скепсис, но потом пришла уверенность, и мы провели ровный сезон. Спадов откровенных у нас не было – кроме игры с Уфой (0:4). Провели ровный сезон – как и ожидали.
− Состав у команды был солидный и достаточно ровный – сложно было решить, кто и с кем будет играть?
− Мы начинали чемпионат в одних сочетаниях, потом в других. Предыдущий тренерский штаб на конкретные игры тоже менял составы, но всё время возвращался к изначальному варианту. Мы тоже разбивали первое звено, ротацию проводили по одному человеку − и на какой-то момент это давало результат, потом обратно возвращали. Люди иногда устают друг от друга – надо периодически менять сочетания.
Первые две тройки (Братищева – Кулишова – Фаляхова и Надеждина – Прокопенко – Старовойтова) проявили себя, делали результат. От третьего звена (Лихачева – Логинова – Малиновская) ожидали несколько большего, потому что хоккеистки опытные, и надежда на них была. Но против первых звеньев соперниц им было тяжело. Но в конце чемпионата они нашли взаимосвязь и заиграли – молодцы.
− СКИФ одержал 31 победу в 36 матчах регулярного чемпионата. Были моменты, когда вы волновались, что что-то идёт в игре не так?
− Домашний матч с Уфой – 0:4, мы полностью провалили его, на 100 процентов. Не только мы плохо сыграли, но и заслуга соперника, задавшего задачу, которую мы не смогли решить, хотя третий матч с ними проводили. Либо мы, тренеры, недоработали, либо с психологией у игроков что-то было.
И был домашний матч с «Динамо-Невой» в гладком чемпионате, когда мы 1:4 проиграли. Мы пропускали голы, потому что тактически неправильно сыграли. Хоккеистки, когда мы на разборе показывали, сами удивлялись. Такое бывает, к сожалению.
− К декабрю у команды было десять «сухих» побед. Делали особую ставку на защиту?
− Я бы не сказал, что мы делали ставку на защиту. У нас был атакующий хоккей. Мы играли в давление, как и многие команды ЖХЛ… Я приверженец того, что нужно мало пропускать. Но это не значит, что мы не должны забивать – с этим было труднее. Нужно отметить, что у нас и вратарская бригада очень приличная.
− Валерия Меркушева и Валерия Тараканова защищали ворота примерно поровну – как определяли, кто будет играть?
− Нашими вратарям я на 100 процентов доволен! Причём и Карина Золотарёва внесла свою лепту – она свои матчи провела «на ноль». Хоть это и были не самые сильные соперники, но всё равно Карина доказала, что у нас и третий вратарь есть.
Меркушева и Тараканова проявили себя очень хорошо. Определять, кто будет играть, было не особо сложно – они обе весь сезон показывали стабильный уровень. Поэтому играли пополам. Если кто-то приболел или тренер вратарей предлагал изменения – мы делали поправку.
− Лучший сезон в ЖХЛ провела чешский легионер Анета Тейралова – насколько её игра определяла результат?
− Такой защитник в любой команде будет на вес золота. Она и атаку начинать могла, и продолжить её. Анета — умная хоккеистка, без неё будет тяжело.
− До сезона 2021/2022 СКИФ трижды играл в плей-офф и все три раза уступал «Агидели» в полуфинале. Вы не опасались повторения прошлых кубковых ошибок?
− Я просматривал плей-офф сезона 2020/2021, когда по буллитам проиграли – любая команда могла победить. СКИФ мог выйти в финал, четыре выхода «2 в 1» не были реализованы, если я правильно посчитал. «Агидель» – команда мастеровитая, у них есть Ольга Сосина, которая решает моменты. В СКИФе тоже есть игроки, которые могут взять игру на себя в трудной ситуации и забить.
− Чего не хватило в борьбе с «Ванке Рэйз» в финале плей-офф?
− По уровню игроков «Ванке Рэйз» были сильнее всех. Нельзя с ними было допускать мини-ошибок, которые приводили к голам – в одной игре за две минуты решающий гол пропустили, в начале игры несвойственные нам ошибки были. Хоккеистки СКИФа волновались – это послужило причиной.
Последняя игра, когда мы по буллитам проиграли, мне до сих пор снится – играли-то хорошо, но забить надо было. В первых играх мы слишком уважали соперника. К последней встрече чувствовалось, что мы вышли «умереть», но выиграть. Не получилось.
− Повлиял ли на итоговый результат факт того, что «Ванке Рэйз» полностью сменил состав в зимнюю паузу?
− Да, конечно. Это был решающий фактор – полностью команду заменили, причём такими мастеровитыми игроками. В концовке чемпионата мы их обыграли 6:0: они другого вратаря поставили и в две пары защиты играли − сразу у команды сломалась игра.
У «Ванке Рэйз» есть индивидуально сильные хоккеистки, да и командная игра поставлена. Мы хоть и в трёх матчах проиграли, но не скажу, что были слабее, кроме первой домашней игры. В двух других матчах всё было «фифти-фифти».
− Вы впервые провели сезон в женском хоккее. Как поступило предложение возглавить СКИФ?
− Мне позвонил президент клуба и спросил: «Хочешь попробовать в женском хоккее поработать?». Я поначалу отказался. Потом он второй раз позвонил: «Ну помоги мне хотя бы весной, посмотри» – это был март или апрель, а я без работы. Говорю: «Хорошо, попробую. Если мне понравится, то тогда мы с вами будем договариваться».
Так и произошло. Я посмотрел и решил, что можно попробовать. Вроде как хоккей одинаковый везде. Только немножко скорости здесь другие, не толкаются так. А построения мы пытались сделать такие же, как в мужском хоккее.
Повторюсь, что у нас не было оборонительной тактики. Оборона у нас начиналась в зоне атаки – это и форчекинг, и напрягали соперника в средней зоне, и в своей зоне старались при перехвате быстро переходить из обороны в атаку. Получалось не всегда, конечно. Но мы стремились к этому, были на этом пути.
− Насколько тяжело было перенести свой опыт и в чём были основные отличия между мужским и женским хоккеем?
− Большое отличие, правда… Мои помощники не первый год работали с женскими командами – Олег Наместников, Антон Колесников, Михаил Воробьёв, – все они помогали мне советом, сам где-то вникал. У нас неплохой тренерский коллектив был, все слажено работали, не тянули одеяло на себя. Если какие-то споры были, то они решали в тренерской, а на лёд уже выносилось одно решение.
− Нижний Новгород для вас – главный город в хоккейной карьере. Особенно приятно работать в местной команде?
− Конечно. Саров – ведь тоже Нижегородская область, там был фарм-клуб «Торпедо». Мы в одной системе были. В Заволжье я работал – тоже Нижегородская область, тоже система «Торпедо». В Нижнем Новгороде – «Торпедо» и «Торпедо-2». Всё время там. Кроме Китая – я и сам не понял, как меня туда занесло.
− В вашей карьере есть опыт игры и работы в Эстонии. Насколько развит хоккей в этой стране? Возможно ли однажды увидеть появление клуба оттуда в ЖХЛ?
− Я в 1980-м году, когда мне 23 года было, поехал играть в город Нарва – честно скажу, потому что в основном составе «Торпедо» я не закрепился как игрок. Думал на сезон-два, а задержался на 16 лет в Эстонии. Команда «Кренгольм» играла во второй и в первой союзной лиге, очень пользовалась популярностью в Нарве. Через мост – Ивангород, Ленинградская область. Много друзей там осталось, с кем вместе уезжали тогда. Хороший приятный город. Играли на открытом воздухе. Болельщики в Нарве очень любили хоккей и нашу команду.
Думаю, что в женском хоккее там сейчас мало перспектив. Разве что в Таллине всё может развиваться. В Нарве вообще нет женского хоккея, насколько знаю.
− Сильна ли в Нижнем Новгороде поддержка женского хоккея?
− Хотелось бы видеть больше болельщиков, на мужской хоккей ходят в разы больше. Хочется видеть больше зрителей на матчах СКИФа. Пользуясь случаем, приглашаю активнее ходить на игры Женской хоккейной лиги.
− Вы очень опытный тренер – видели все этапы становления мужского хоккея в стране. На каком этапе развития сейчас находится женский хоккей?
− Мои помощники говорят, что за годы существования ЖХЛ уровень поднялся. Я когда приходил, то ожидал худшего. Посмотрел первые тренировки и думаю – так нормально играют хоккеистки! Я не могу сказать, на каком именно уровне женский хоккей сейчас, но стремиться есть куда.
− Что нужно, чтобы женский хоккей в России сделал качественный шаг вперёд?
− Прежде всего, нужно повышать массовость и готовить тренерские кадры. Если тренер нацелен и старается, работает с душой, то результат появляется. Нужно чтобы больше девочек приходили в хоккей. У нас с мальчиками, я видел, в разных командах по две-три девочки играют, они тянутся за парнями.
Я настроен оптимистично. Мне кажется, что начинается шевеление в детском хоккее – особенно в Москве и Подмосковье. У нас тоже имеется школа и отделение в области. Хочется, чтобы всё это выходило на более серьёзный уровень. Нужно обращать больше внимания на женский хоккей – когда окунулся в работу, понял, что это классный вид спорта.