Поделиться
05.11.2020 в 16:00

Сергей Колотнев: «СКИФ – это настоящая семья»

Президента ЖХК СКИФ вполне можно считать одним из основателей женского хоккея в России. Начав заниматься им ещё в конце 1990-х, Сергей Колотнев, несмотря на солидный возраст, продолжает дело своей жизни – руководит старейшим женским хоккейным клубом страны.

«Девчонки были вынуждены работать продавцами»

– СКИФ – клуб, который имеет самую богатую историю в женском хоккее. Мы – первые, мы – пионеры этого вида спорта в России. Из СКИФ возникли и другие клубы, к примеру «Торнадо». Мы помогали в создании команд «Агидель», «Арктик-Университет» из Ухты, а также команде из Челябинска в то время, когда она ещё выступала в чемпионате страны.

– Сергей Иванович, как вы сами оказались в женском хоккее?

– Довольно долго я входил в правление московского «Динамо», занимая должность вице-президента с 1994 по 1997 год включительно, отвечал за финансово-хозяйственную деятельность. Затем я на некоторое время отошёл от хоккея, занялся бизнесом, однако оставался рядом со спортом. В 1998 году на тот момент ректор РГАФК (ГЦОЛИФК) Валерий Владимирович Кузин попросил меня поддержать баскетбольный клуб при академии. Кстати, мало кто знает, что название СКИФ – это аббревиатура, которая расшифровывается как «Спортивный клуб института физкультуры», и меня всегда обижает, если его пишут не заглавными, а строчными буквами.

Через некоторое время команды СКИФ по различным видам спорта – а их было немало – стали самостоятельными клубами. Я продолжал заниматься женским баскетбольным, который был успешным в чемпионатах России и в российской Суперлиге. В 1999 году президент ФХР Александр Стеблин, под началом которого я работал в «Динамо», предложил мне заняться женским хоккеем в рамках своего клуба. На тот момент ситуация была непростой, в чемпионате России осталось всего четыре команды: «Викинг» из Москвы, красноярский «Локомотив», «Казак Уральский» из Челябинска и «Спартак» из Екатеринбурга. «Викинг» в итоге трансформировался в СКИФ и представлял Москву до тех пор, пока команда не перебралась в Нижний Новгород в 2006 году. Интересный факт: СКИФ входит в тройку женских хоккейных клубов, неизменно участвовавших в чемпионатах страны с момента проведения первого турнира в сезоне 1995/1996. Кроме нашего клуба это ещё красноярская «Бирюса» (ранее – «Локомотив» и «Локомотив-Энергия») и Сборная Свердловской области (ранее – «Уралочка-Авто», «Спартак» и «Спартак-Меркурий»).

– Какой была на тот момент, в 1999 году, ситуация в клубе?

– Очень тяжёлой. Мне пришлось изыскивать финансовые средства и закрывать долги по зарплате, девчонки жили в общежитии и, чтобы хоть как-то сводить концы с концами, вынуждены были работать продавцами на рынке в «Лужниках». Представьте, какой объём работы пришлось проделать всем нам, и девчонкам в первую очередь, если уже в 2001 году сборная России впервые в истории завоевала бронзу мирового чемпионата и годом позже поехала на олимпиаду в Солт-Лейк Сити, считаясь претендентом на медали.

– После олимпиады положение улучшилось?

– К сожалению, нет. Отсутствие финансовых средств толкало практически все команды к отказу от участия в чемпионате России. Не знаю, что бы стало с турниром и с дальнейшим развитием женского хоккея в нашей стране, если б нам не удалось тогда сохранить московский СКИФ. Коллеги из других городов говорили мне: «Держись, только если в чемпионате будет Москва, получится участвовать и у нас. Только сопротивлением столице мы сможем оправдать то, что женские команды нужны».

– Насколько хорошо в те годы в руководстве хоккея понимали необходимость развития вида спорта среди женщин?

– И Валентин Сыч, и впоследствии Александр Стеблин понимали такую необходимость. Женский хоккей является не только олимпийской дисциплиной, но и забирает большую аудиторию прекрасной половины человечества, которая хочет заниматься хоккеем в Северной Америке и Европе.

В то же время вступал в дело российский мужской снобизм среди коллег, занимавшихся развитием мужского хоккея. Отношение к женскому было как к чему-то несерьёзному. Ни в одном виде спорта я подобного не встречал. Несколько раз, в особенно трудные моменты, я обращался за помощью в известные хоккейные клубы, предлагал сделать женскую команду. И всегда получал отказы. Это продолжалось довольно долго, и в какой-то степени это есть и сейчас. Ситуация стала незначительно меняться к лучшему после олимпийских игр в Турине. Но с появлением КХЛ, а затем и Женской хоккейной лиги под эгидой КХЛ, можно сказать, что наступил перелом в сознании спортивной общественности.

– Этот снобизм – чисто российское явление?

– Может показаться странным, но нас всегда поддерживали за океаном. Я был знаком с известным хоккейным функционером Уолтером Бушем, президентом Федерации хоккея США, который высказывал правильное, на мой взгляд, мнение о том, что статус хоккейной державы невозможен без развития в стране женского хоккея. Он и сам немало сделал для этого вида спорта.

Мне очень нравится, что сегодня в руководстве КХЛ понимают эту проблему, что не может женский хоккей просто «не нравиться» или «нравиться меньше». Как может нравиться правый глаз меньше левого?!

– До 1990-х женского хоккея с шайбой в России не было. Откуда к вам приходили игроки?

– Жанна Щелчкова, Людмила Юрлова, Ирина Гашенникова, Елена Бялковская, Светлана Трефилова – все эти девчонки занимались хоккеем с мячом на стадионе «Сокол» в Москве. Они и составили костяк команды «Лужники», из которой затем и образовался клуб ЦСК ВВС, затем «Викинг», а потом и СКИФ. Они пришли в хоккей с шайбой, заинтересовались им, полюбили его и оставались верны ему навсегда. Они никогда не были избалованы деньгами и играли потому, что им нравилось. А когда надо было принять решение становиться профессиональными игроками, то есть посвятить хоккею жизнь – девочки приняли его без колебаний. Кто-то приходил из фигурного катания, например – Лариса Теплыгина, которая отыграла за СКИФ 17 лет, а сейчас работает тренером молодёжной команды сборной Москвы.

– Какими были первые годы клуба?

– Сказать, что было трудно – не сказать ничего. И всё же мы нашли постоянную базу для тренировок, после чего к нам потянулись юные девчонки заниматься хоккеем. Хоккей в Москве курировал тогда Валерий Павлинович Шанцев, который живо интересовался нашими проблемами и помогал в их решении. Кстати, нынешний «Торнадо» тоже возник благодаря СКИФу. В один момент я обратился к губернатору Московской области Борису Громову с предложением создать команду и нашёл поддержку. Задумывалось так, что в ней будет заниматься наша молодёжь. Но в итоге там оказались основные игроки. Я посчитал – в общей сложности из СКИФа в «Торнадо» за всю историю перешли 63 хоккеистки! Компенсаций мы почти не получили, хотя в спортсменок было очень много вложено. Получается, СКИФ создал себе конкурента, который стал успешно бороться за лидирующие позиции в женском хоккее. Здесь нет какой-то обиды, а есть понимание, что это идёт на пользу развития и пропаганды нашего вида спорта. Правительство Московской области многое сделало для развития женского хоккея, и под руководством Александра Николаевича Скалозубова «Торнадо» завоевало большие победы как в российском чемпионате, так и на международной арене. Наше соперничество с «Торнадо» является хорошим примером спортивной конкуренции и пропаганды женского хоккея.

– Первые чемпионаты России игрались по туровой системе. Все команды приезжали в один город и проводили матчи между собой. Туры порой разделяли месяцы. Чем занимали это время?

– Играли с пацанами. Тогда, в начале 2000-х, нам очень сильно помогала школа «Русь», кроме того, СКИФ включили в розыгрыш Первенства Москвы. Парни сначала пренебрежительно относились к играм с нами. Но постепенно мы осваивались, оказывали нешуточное сопротивление.

– По какой причине СКИФ переехал в Нижегородскую область? Какие изменения произошли в клубе после этого?

– Сразу скажу, что СКИФ – это не только женская хоккейная команда, выступающая в ЖХЛ, это ещё и саморазвивающаяся структура. Мы работаем с детьми, с молодёжью, популяризируем и развиваем женский хоккей не только в Нижегородской области, но и во всей стране, поскольку авторитет клуба очень высокий. У нас выстроена своего рода спортивная пирамида, лифт, на котором маленькая девчушка из массового спорта может с годами подняться в спорт высших достижений.

Если говорить о причинах переезда, то основной стало назначение Валерия Шанцева губернатором Нижегородской области. За год до этого ситуация в клубе стала очень тяжёлой. От нас отказались почти все спонсоры, не поддержали новые московские власти. Тянуть бюджет самостоятельно мы не могли. Но выдержали. Скажу честно: я в тот период буквально разграбил весь свой бизнес для того, чтобы доиграть последний сезон в Москве.

После переезда мы обосновались в старом Нагорном Дворце спорта, ещё не претерпевшем на тот момент реконструкции. Один сезон отыграли там, а летом 2007 года по инициативе Валерия Шанцева арена была реконструирована – увеличилось количество зрительских мест, появились современные и комфортные раздевалки.

Кроме основной команды нам удалось договориться о создании в городе Заволжье секции хоккея для девочек. Девчонок туда набирали, что называется, с улицы – ходили по школам, проводили беседы, развешивали объявления. Набранная команда стала вскоре представлять Нижегородскую область и наш клуб в молодёжных всероссийских соревнованиях. На базе этой команды затем был создан СКИФ-2, сыгравший в двух чемпионатах России с 2012 по 2014 годы. Сейчас в ЖХЛ играют несколько хоккеисток, спортивный путь которых начался в этой молодёжной команде.

К 2010 году в Нижегородской области было построено несколько физкультурно-оздоровительных комплексов с ледовыми площадками, и мы начали создавать детские отделения женского хоккея: Арзамас, Богородск, Городец, Лукоянов, Шатки, два отделения в Нижнем Новгороде. Сейчас во всех секциях хоккеем занимаются более 150 девчонок в возрасте от пяти до 14 лет. В нашем клубе есть молодёжная команда в возрасте до 18 лет, являющаяся многократным победителем и призёром всероссийских турниров, таких как «Золотая шайба», спартакиады молодёжи и учащихся, первенства федеральных округов. Ну, и самое главное – молодёжный СКИФ четырежды подряд становился победителем первенства России среди юниорок до 18 лет. Этот турнир, кстати, Федерация хоккея России начала проводить с 2014 года именно по нашей инициативе. На тот момент в России появилось немало команд, имеющих под своей основой молодых спортсменок, которым надо было где-то играть. Мы благодарны ФХР за то, что она откликнулась на нашу инициативу. С того времени было проведено уже шесть сезонов.

Ещё один интересный факт заключается в том, что после переезда в Нижегородскую область у нас в основной команде мастеров появились первые легионеры. И в этом СКИФ тоже стал первым среди российских женских команд. Мы проводили один из этапов предсезонной подготовки в Финляндии и подружились с финскими коллегами. В сезоне 2007/2008 за нас сыграли четыре финских спортсменки, одна из которых – Каролина Рантамяки – впоследствии стала одним из лидеров и старожилов СКИФ, проведя за нашу команду 12 сезонов!

– Вас можно назвать одним из основоположников женского хоккея в России. Что изменилось в виде спорта с момента образования ЖХЛ?

– Вообще первая попытка создания женской лиги была предпринята еще в то время, когда президентом ФХР был Александр Стеблин. Однако проект не состоялся. Ведь любая лига – это множество направлений, от медицины до маркетинга. Но, несмотря на «блин комом», мы приобрели некоторый опыт.

Если же говорить о ЖХЛ, то даже за те пять лет, которые она существует, стали видны различия в подходе к женскому хоккею. Есть понимание, что это не просто вид спорта, а настоящий продукт, который имеет достаточно большую аудиторию своих почитателей и болельщиков. А главное – это уже стало достойным спортивным зрелищем. Женский хоккей находится под крылом серьёзной спортивной организации. И отношение к нему профессиональное во всех сферах: организация соревнований, медицина, маркетинг и так далее. При этом, что очень важно, КХЛ, задавая стандарты, индивидуально подходит к каждому клубу, ведь не секрет, что инфраструктура и возможности у всех разные.

Я всегда продвигал идею, чтобы клубы КХЛ имели в своей структуре женскую хоккейную команду. Взять, например, московский регион – разве те же «Динамо», «Спартак» и ЦСКА, имеющие солидные бюджеты, не могли бы совместно организовать одну женскую команду? То, что в чемпионате ЖХЛ нет представителя столицы, я считаю неправильным.

– СКИФ, множество раз побеждая в чемпионатах России, в ЖХЛ успехами пока похвастаться не может. Почему?

– Да, действительно, чемпионами России мы последний раз становились в 2014 году, а в 2015, став серебряными призёрами чемпионата России, выиграли престижный в женском хоккее Кубок европейских чемпионов. За пять лет существования ЖХЛ мы лишь дважды становились бронзовыми призёрами, и меня, как человека тщеславного, это не устраивает. На это есть много причин. У нас появились очень сильные конкуренты, которые, помимо того что обладают хорошими бюджетами, ещё и правильно ведут свою работу. К примеру, «Агидель», питерское «Динамо».

В последние годы мы сориентировались на подготовку своего ближайшего резерва. Мы не могли дать ведущим игрокам контракты, которые конкурировали бы с контрактами наших соперников, из-за чего наш основной состав ослаб.

Однако, если оглянуться назад, то за все годы спортсменки СКИФа выиграли всё, что можно в этой жизни, разве что не становились олимпийскими чемпионками.

– Кстати, об олимпийских чемпионах. Вы всерьёз думаете, что наша сборная в обозримой перспективе сможет обыгрывать Канаду и США?

– Я всегда в это верю. Уже сегодня подрастает очень хорошее молодое поколение, которое борется на равных с североамериканскими командами на молодёжном первенстве планеты. С другой стороны, нужна команда в нашей стране – своеобразный маяк с соответствующим уровнем финансирования, где будет полный набор тренерских кадров, современного хоккейного оборудования, амуниции, выбор правильного времени для проведения учебно-тренировочного процесса. То лучшее, что есть в мужских командах КХЛ, а не усечённая по остаточному принципу инфраструктура, существующая ныне в женских клубах, имеющих ограниченное финансирование.

– В прошлом году вам исполнилось 60 лет. Чувствуете в себе силы продолжать заниматься женским хоккеем?

– Не скажу, что собираюсь на пенсию. Мне нравится дело, которым я занимаюсь, можно сказать, это болезнь и любовь к хоккею. Да, рано или поздно заканчивать придётся, но я спокоен, потому что уже сейчас есть кому меня заменить. И это те самые девчонки, которые когда-то давно пришли в клуб. Кто-то сейчас тренер, кто-то занимается организацией работы клуба. Но главное, в чём я уверен – у нас сложилась настоящая хоккейная семья со своими традициями, праздниками и величием.

Поделиться