Поделиться
23.04.2024 в 19:00

«Решила, что уйду на хорошей ноте, пока я ещё востребованный игрок». Елена Малиновская — о завершении карьеры хоккеистки

Нападающий «Торпедо» Елена Малиновская объявила о завершении карьеры в 32 года. Она начала выступать в Женской хоккейной лиге в сезоне 2015/2016 и отыграла 309 матчей, в которых набрала 144 (64+80) очка. Малиновская провела два года в «Бирюсе», два – в ЖХК «Динамо СПб», и четыре – в нижегородских клубах СКИФ и «Торпедо». Сезон 2023/2024 для форварда стал самым успешным с точки зрения результативности: 27 (8+19) очков в 49 матчах.

В интервью Елена подвела итоги сезона для «Торпедо», рассказала, почему в тренерских штабах команд необходимы женщины, и выделила ключевые фигуры в своей карьере.


«Буду скучать, но не прощаюсь с хоккеем, а говорю ему: «До свидания»

— Почему вы решили закончить карьеру?
— Это решение было принято ещё до Нового года. Как-то раз в одной поездке почувствовала, что очень сильно устала: у нас ненормированный график, ездим в один город, в другой, тренировки – ты сама себе не принадлежишь. Посчитала, что, играя в хоккей, стою на месте, а я хочу развиваться дальше.

— После этого были моменты, когда вы могли передумать?
— Да, это было уже почти начало плей-офф – набрала хорошую статистическую форму, и пошли намёки о переходе в другой клуб. Тренеры начали уговаривать меня остаться ещё на год, мол, с такой физической формой играть и играть… Было, но минут на пять, не больше. Сомнения появились и быстро прошли, потому что желание закончить было сильнее, чем желание играть.

— 27 февраля вы отметили 300-й матч в ЖХЛ и сказали, что по ощущениям провели не три сотни, а три тысячи встреч. Это об усталости?
— Да, как будто ты играешь всю жизнь. Каждый день. За девять лет в ЖХЛ накопилась дикая усталость, делать одно и то же надоедает.

— До какого возраста оптимально играть?
— У каждого свой путь и дела, помимо хоккея: у кого семья, у кого дети, у кого хобби. Кто-то играет до последнего, а кто-то может и в 25 закончить, решив, что хочет заниматься чем-то другим. Всё сугубо лично. Решила, что уйду на хорошей ноте, когда я ещё востребованный игрок, а не никому не нужный и вынужденный закончить – так я никогда не хотела.

— Не рассматриваете вариант взять паузу и возобновить карьеру, как вратарь «Агидели» Надежда Морозова?
— Насчёт этого даже не думала. Сейчас ещё не полностью поняла, что это был мой последний сезон: в отпуске всё идёт, как обычно. Адаптация наступит в июле-августе, когда начну понимать, что что-то меняется – два месяца лета свободны, не надо готовиться к сезону… Посмотрим. Буду скучать, но не прощаюсь с хоккеем, а говорю ему: «До свидания», поэтому дикой тоски не появится.

— Обидно уйти, не став чемпионкой?
— Жаль, что не выиграла Кубок ЖХЛ, но это всего лишь один из этапов жизни. Не получилось – значит, не дано. Ничего страшного, не вижу в этом трагедии, воспринимаю всё адекватно и зрело.


«О «Торпедо» стали говорить как о сильном клубе, и я считаю, что это очень хороший результат»

— Подведите итоги сезона для «Торпедо».
— Мы подняли свой результат, заняв второе место в регулярном чемпионате. В плей-офф нам, конечно, откровенно не повезло, потому что изначально команда была настроена взять Кубок. Из плюсов – о «Торпедо» стали говорить как о сильном клубе, и я считаю, что это очень хороший результат.

— Помогло ли команде усиление в виде Нины Пироговой, Елизаветы Шкалёвой и Елены Зариповой?
— Безусловно, это достаточно опытные игроки. Считаю, что Пирогова – лучший защитник, а Зарипова – лучший центральный нападающий ЖХЛ. По ходу сезона у нас было 13 побед подряд, и в каждой игре эти люди набирали очки, поэтому они очень сильно помогли «Торпедо».

— В плей-офф не сыграли Зарипова и капитан команды Ангелина Гончаренко. Насколько это сказалось на результате?
— Это немного дезориентировало, но не сильно выбило нас, мы быстро собрались.

— Слова «Увидимся на трибунах» из прощального ролика заставляют верить, что вы останетесь в Нижнем Новгороде.
— Да, я никуда не уезжаю, другие города пока не рассматриваю. Остаюсь в Нижнем Новгороде, потому что у меня много планов здесь. Буду приходить болеть за «Торпедо»!

— В городе любят женский хоккей?
— Если честно, болельщиков стало очень много – просят автографы, подходят фотографироваться, нас зовут на всякие мероприятия на ТВ, радио, мастер-классы, фотосессии. Большое спасибо системе «Торпедо» за то, что популяризируют женский хоккей в Нижнем Новгороде – за счёт этого идёт колоссальный приток болельщиков.

O2cqsPMb8WQ.jpg

— Шокировал ли вас плей-офф с вылетом «Агидели» и чемпионством «Динамо-Невы»?
— Вылет «Агидели» — нисколько, но думала, что они поборются и будет скользкий счёт вроде 3–2. В финале встречались две хорошие команды. То, что выиграет «Динамо-Нева», было ожидаемо, хотя я болела за «Бирюсу». Красноярки и так сделали большой шаг, выйдя в финал, и для них этого уже достаточно.

«Некоторые мужчины думают, что они умнее, хотя уже давно известно, что настоящая русская женщина способна на всё»

— Вы говорили, что ваши планы несовместимы с хоккеем. Что вы имели в виду?
— Некоторые подумали, что я пойду в декрет, но это не так. Конечно, рождение ребёнка – тоже своего рода план, и он у меня есть, но в будущем. Сейчас – тренерская работа в Нижегородской области.

— Когда пришло видение себя тренером?
— Это было давно. Я очень люблю тренировки на земле. Ещё в Красноярске мы делали определённые упражнения, и тренеры говорили, что нам должно быть тяжело на льду после земли, а я не могла понять, почему. Мне стало интересно, стала углубляться, и некоторые замечания тренерам я бы сделала. (Смеётся).

— Согласны с выражением: «Тренер должен убить в себе игрока»?
— Нет, потому что хоккейный тренер в прошлом должен быть игроком. Невозможно прийти в нашу сферу, не зная внутренней кухни. У каждого игрока есть своё видение, мысли – нужен индивидуальный подход. Когда тренер что-то говорит и изобретает на тренировках, он должен понимать, как это скажется на игроках. Он должен пропускать всё, что даёт, через себя, думая, как бы сам чувствовал себя в этой ситуации.

— Женщина-тренер понимает подопечных ещё лучше?
— Это моя любимая тема. Почему в ЖХЛ играют только девочки, судят девочки, а тренеры – мужчины? Некоторые даже своих жён не могут понять, а тут – 25 девчонок, у каждой свой внутренний мир и эмоции: ноготь сломала, женские дни, с парнем поругались, она плачет или она смеётся... Женщина всегда поймёт женщину лучше, поэтому они должны быть среди тренеров! Неважно, главный, помощник или тренер по ОФП – они необходимы в женской команде.

— Вы бы хотели возглавить клуб ЖХЛ?
— Почему бы и нет. (Улыбается). Это здорово, может быть, есть вероятность в мечтах, но я не зацикливаюсь. Всё постепенно. Думаю, что женщине трудно пробиться в тренеры, потому что доля сексизма есть и будет: главные роли всегда достаются мужчинам.

3_9LGFiC1HM.jpg

— Диана Абдулина завершила карьеру и вошла в тренерский штаб СКСО – это редкий пример обратного?
— Женщины в составе тренерских штабов были и до Дианы – Юлия Карпова в «Динамо СПб», Любовь Вафина в «Белых Медведицах», Юлия Перова в СКСО, но больше нигде. Везде просто меняются мужчины, а женщин не привлекают, хотя я не понимаю, почему. Нам даже прилетают ужасные комментарии такого плана: «Идите варите борщи, чего вы играете в хоккей? Это мужской вид спорта. Ваше дело – рожать, дома сидеть». Такие аборигены до сих пор существуют – обидно, но ничего с этим не поделаешь. Некоторые мужчины думают, что они умнее, хотя уже давно известно, что настоящая русская женщина способна на всё.

«Игра в «Торпедо» доставляла мне исключительно удовольствие»

— Какие прозвища были у вас в команде?
— В прошлом году меня называли Электроником, а в этом – нижегородским Павлом Буре за счёт того, что в мои 32 года ещё есть такая скорость. Некоторые тренеры были удивлены, что с такими данными я решила закончить. Было очень много разговоров о том, чтобы оставить меня в ЖХЛ.

— Какие моменты карьеры будете вспоминать?
— Наверное, то, что все говорили о моей физической форме – что я лошадь, конь. Это повторялось из клуба в клуб. Мой огромный плюс – то, что я физически очень сильный игрок, один из самых быстрых в ЖХЛ. Если сказать по игре, то, думаю, запомнится время в «Бирюсе», потому что там всё только начиналось. Из «Динамо СПб» буду вспоминать лучший сезон по статистике – 2018/2019, и последний в «Торпедо» – тоже, потому что он был ярче всего в плане эмоций, движений, веселья. Игра в «Торпедо» доставляла мне исключительно удовольствие.

— Кто сыграл ключевую роль в вашей карьере?
— Во-первых, подруга детства, которая затащила меня в хоккей. Во-вторых, дядя Серёжа – я его так называю. (Улыбается). Сергей Слободкин, который привёз меня в красноярскую «Бирюсу», хотя я не просилась и ничего не знала о новом виде спорта. Так и осталась в хоккее с шайбой. Ну, и Александр Юрьевич Ведерников: он многое мне дал, чтобы научить играть в хоккей с шайбой после хоккея с мячом.

— Чувствуете, что часть жизни прошла не зря?
— Думаю, да. Наконец-то получилось разрушить стереотип о том, что хоккеистки мужиковатые. Когда меня видят на улице без формы, то говорят: «Ты что, такая маленькая и играешь в хоккей?» А когда видят на льду, очень удивляются – не понимают, как женский организм способен делать такие вещи.

Md_XGDHuIXg.jpg

— Кого хотели бы поблагодарить?
— Себя. А как иначе? Сколько терпения и сил проявляет игрок, чтобы достичь результатов – нагрузки, переезды… Он же может всё легко бросить, но не делает этого, а идёт дальше. Думаю, каждая в ЖХЛ может сказать спасибо в первую очередь себе. Поблагодарю тренеров за то, что своей работой старались сделать из меня лучшего игрока, и болельщиков – за то, что ходили и поддерживали нас!


Поделиться