Защитник «Агидели» Мария Баталова – единственная, кто поднимал над головой Кубок ЖХЛ пять раз. В интервью сайту Лиги хоккеистка рассказала о первых шагах на коньках, мечте папы и работе тренером.
– Сколько лет вы занимаетесь хоккеем?
– Играю, получается, уже 20 лет. Я начала с семи, папа привёл меня в хоккей. Он сам играл, но ему, к сожалению, запретили родители: не такая надёжная форма была и размеров не было так много. Они за него переживали, отдали в музыкалку. Он хотел сделать хоккеиста из моего старшего брата. Мы пришли на наш первый лед, папа научил нас кататься, и брат, к сожалению, сломал ногу. Он не совсем спортсмен, человек другого направления, а меня очень зацепило. Я каталась в коньках 42-го размера: несколько носков надеваешь, затягиваешь потуже, чтобы было удобно. Мне очень понравилось. Мы в первом классе прямо на уроке физкультуры ходили на лёд, я каталась лучше всех. Тренер заметил и пригласил заниматься – в тот год у нас в Тюмени набирали женскую хоккейную команду.
– Как отреагировали родители?
– На самом деле папа сначала не думал, что мне это так понравится. Он сам играл и хотел сына-хоккеиста, а тут получилось всё наоборот, и были такие моменты, что он меня отговаривал. И, как я потом ещё узнала, он сказал маме: «Да ладно, сейчас два месяца позанимается и закончит». В итоге прошло уже 20 лет, как я занимаюсь хоккеем.
Были сложные моменты, когда нужно идти на учёбу после выездов. Мы участвовали в чемпионате России среди мальчиков во второй группе. Было тяжело, но могу сказать, что школу я никогда не забрасывала, училась я, в принципе, хорошо. Так что удавалось совмещать, было хорошее расписание: заканчивались все уроки, я приходила домой, кушала и ехала на тренировку.
– Есть ли прозвище?
– В команде меня называют Батей. У меня фамилия Баталова, ну и сокращённо, для того чтобы на льду было удобнее кричать. Я скажу, что в каждой команде есть хоккеистки, у которых длинные имена. Это тяжело, а тут Батя, Оля, Мороз, Бэби...
– С какими хоккеистами вы бы хотели пообщаться?
– Наверное, больше с игроками мужской НХЛ. С нашими ребятами – можно выделить защитника Сергачёва и Орлова также. У нас, к сожалению, не разрешены силовые приёмы, можно было бы у них узнать. А так больше по нападающим – тот же Макдэвид. Я думаю, любой из играющих в хоккей хотел бы с ним пообщаться, что-нибудь спросить: его подход к тренировкам, как он занимается, как готовится. Это достаточно интересно. Ну и, я думаю, Маккиннон. Это те эталоны игроков, у которых все хотели бы чему-то научиться.
– Как вы проводите свободное время?
– Помимо хоккея таких увлечений нет, но я учусь на тренера по физподготовке, далее планирую в Высшую школу тренеров. И, в принципе, это занимает всё время. Читаю книги по физиологии организма, биомеханике мышц. Мне интересно развиваться в этом направлении.
– Какие планы на будущее?
– Я бы хотела видеть себя тренером. Мне это нравится – обучать, особенно в последние годы я пришла к тому, что мне больше нравится в тренажёрном зале показывать упражнения, объяснять. Ну и хоккейным тренером хотелось бы попробовать, но я понимаю всю сложность работы именно с детьми. Каждому тренеру нужно начинать с детей, а затем продвигаться по карьерной лестнице. И больше меня, наверное, пугает работа с детьми – организовать их, они же все шаляй-валяй ещё в этом возрасте. Поэтому, я думаю, это будет тяжело, и у меня больше ушло всё в сторону физподготовки.
– Три лучших качества.
– Целеустремлённость, трудолюбие. И профессионализм, наверное.
– Какие качества ты цените в других людях?
– Чувство юмора. Мне кажется, это самое главное. Это и в команде очень заметно, когда начинаешь общаться: если чувство юмора есть – точно вольётся в коллектив.
– Ваш девиз по жизни.
– Особого девиза нет. Есть просто какие-то свои правила. Поступай с людьми так же, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.