Помощник главного тренера «Белых Медведиц» о карьерном пути.
Илья Сорокин пришёл в «Агидель» в сезоне 2020/2021 в качестве сервисмена. В чемпионате 2021/2022 Сорокин стал тренером по ОФП в уфимской команде. В сезоне 2023/2024 Сорокин будет помощником главного тренера в «Белых Медведицах» Дениса Афиногенова, с которым он стал чемпионом ЖХЛ в «Агидели».
О карьерном росте, тренерстве и развитии женского хоккея – в интервью официальному сайту ЖХЛ.
– Как вы пришли в «Агидель»?
– Можно сказать, что не просто пришёл, а ворвался. Всё решил один роковой звонок, из-за которого я оказался в «Агидели»: в клубе было вакантное место на должность сервисмена. Позвонил администратор команды, дети которого занимались у меня в академии. У нас есть коммерческая школа: хоккейная академия «Атака», как раз недалеко от дворца спорта, в котором базируется «Агидель». Наверно, администратор видел, как я выполняю свою работу, что я человек обязательный. В это время я уже практиковал как тренер, заведовал хоккейным тренажёром, бросковой зоной. Периодически вёл ОФП для детей 15-16 лет, так что у меня был тренерский опыт. Получил много знаний за годы карьеры, были разные тренеры, разные подходы, и самое лучшее, что видел, старался дать хоккеистам.
– Почему позвали именно на роль сервисмена?
– Не было тренерской ставки, на тот момент её не существовало в команде. Пришёл в коллектив, и, так как у меня были знания, решил поговорить об этом с главным тренером. Сказал, что занимаюсь физической подготовкой хоккеистов, что мне это интересно. Главный тренер мне доверился и как человек, который в хоккее много лет, увидел, что у меня есть знания и опыт. Так я начал совмещать должности сервисмена и тренера. Всё это, конечно, под чутким руководством главного тренера.
– Что входит в обязанности сервисмена?
– Обслуживание команды: коньки, клюшки. Есть моменты, с которыми парни могут справиться сами, а девочкам нужно помогать. Также есть такие моменты, как отлетевшие болтики, кому-то нужно шлем поправить. Вот такие нюансы.
– Какие были чувства, когда пришли в «Агидель» в такой должности? В тот момент уже хотели войти в тренерский штаб?
– Как обычно это бывает, когда начинаешь с чего-то, всегда хочется большего. Брался за любую возможность помочь тренерам, команде и менеджменту. Понимал, что, имея профессиональный опыт за плечами, могу не только помочь команде сохранить уровень, но и поднять его. У меня было желание сделать что-то полезное для единой системы. Тренерской ставки в тот момент в команде всё равно не было, и я проработал полтора года сервисменом. Когда она появилась, вошёл в тренерский штаб.
– Быстро ли адаптировались в команде? Какие отношения были с хоккеистками?
– Я человек из хоккейной сферы и знаю подход к разным людям. В любой ситуации самое важное оставаться человеком, тогда всё будет в порядке. Понадобился буквально месяц, чтобы влиться, ведь девчонки видели, что я делаю. В первую очередь хоккеисты оценивают тебя по работе, понимают, нужен человек или нет, подходит он или не подходит.
– Есть ли сложности в работе с хоккеистками, с которыми у вас нет разницы в возрасте?
– Сложностей нет, потому что все – профессионалы. Да, все люди индивидуальны, но у нас общие цели, поэтому никаких проблем не возникало.
– Расскажите про тренерскую лицензию. Сколько времени ушло на то, чтобы её получить?
– У меня есть как юридическое, так и спортивное образование. Сейчас поступил в Высшую школу тренеров. Для работы в команде нужен диплом с квалификацией тренер. А в Высшую школу тренеров пошёл для того, чтобы узнать что-то новое, что поможет в будущем при работе с командой.
– После должности тренера по ОФП вы стали тренером на лавке. То есть всего за три года вы прошли путь от персонала до тренерского штаба. За счёт чего удаётся так быстро продвигаться?
– Я присутствовал на лавке и тогда, когда был тренером по ОФП, потому что занимался развитием навыков игроков обороны, так как сам в прошлом защитник. Пытался лучшее из своих знаний передать хоккеисткам. Моя задача не только в том, чтобы девочки росли, но также и самому расти как специалист. Когда видишь нюансы работы с хоккеистками, твой уровень становится выше. Проведённые матчи, работа с командой делают тебя более опытным специалистом. В процессе ты развиваешься, растёшь, что-то подсматриваешь, вычитываешь, пробуешь на себе, на девочках и стараешься сделать так, чтобы система работала.
– Скоро увидим вас в должности главного тренера?
– Скажу так: всему своё время. Не берусь загадывать, ведь сейчас главное – это результат команды, а там время покажет.
– Расскажите, что входило в ваши обязанности как тренера в «Агидели»?
– Основной задачей была физическая подготовка хоккеисток, развитие навыков. Помимо этого, стояла задача сделать девочек быстрее, сильнее, резче, чтобы всё это мы смогли перенести на лёд, в игровой процесс. Также на постоянной основе работал с защитниками.
– Периодически можно услышать, что во время предсезонной подготовки нет смысла в длинных кроссах. Что думаете об этом?
– Абсолютно не согласен. Когда был молодым игроком, думал «зачем эти кроссы, зачем бегать часами», но, работая и изучая этот вопрос, понял, что бег при определённом пульсе – это накопление хорошей аэробной базы, выносливости на дальнейший сезон, без этого никак. Тренировки – это каждодневная рутина, благодаря которой выстраивается кирпичик за кирпичиком.
– В сезоне 2022/2023 «Агидель» стала обладателем главного трофея Лиги. За счёт чего удалось этого добиться?
– Это итог работы игроков, тренеров, всего персонала, в таких моментах нет мелочей. Команде удалось сохранить лидерские позиции. С каждым годом это становится всё сложнее, потому что другие команды и тренеры не дремлют, и это хорошо, ведь здоровая конкуренция выводит команды ЖХЛ на новый уровень. С каждым годом уровень подготовки команд растёт, как и требования к игрокам и тренерскому штабу.
– Вы работали и с Денисом Афиногеновым, и с Валерием Давлетшиным. Сильно ли различается их стиль работы?
– У каждого свой стиль, в двух словах это не описать. Скажу лишь, что они – профессионалы своего дела, с которыми приятно работать.
– В сезоне 2023/2024 вы будете в штабе «Белых Медведиц». Сразу приняли это предложение?
– Скажу честно, не сразу. Много думал, взвешивал за и против. Понимал, что новая команда – это рост и проверка меня как специалиста, поэтому выбрал Челябинск.
– Что будет входить в ваши обязанности?
– Физическая подготовка, работа с защитниками, игра в обороне, меньшинство.
– После сезона 2021/2022 Денис Афиногенов покинул «Агидель». Тогда не было мысли уйти вместе с ним?
– Тогда руководство «Агидели» пообещало, что сделает тренерскую ставку, решил её дождаться, довести дело до конца.
– Как оцениваете успехи «Белых Медведиц» в сезоне 2022/2023?
– Новый сезон – это новая история. Мы приложим все усилия, чтобы стать лучше, чем были годом ранее. Чемпионство не приходит по щелчку пальцев, это каждодневный труд команды, тренерского штаба и всего персонала.
– «Белые Медведицы» уже начали подготовку с сезону 2023/2024. Как она проходит? Как выглядит классический день на сборах?
– Всё проходит великолепно, в рабочем режиме. Сборы идут, плоды работы увидим уже в регулярном чемпионате. Классический день проходит так: с утра работа по группам, одни идут в зал, другие – на лёд, потом меняются. Далее лёгкая пробежка, обед, сон, а после вечерняя тренировка по спецификации, во время которой нападающие и защитники работают отдельно, также отрабатываем различные взаимодействия.
– В прошлом вы были игроком. Какие отличия видите между мужским и женским хоккеем?
– И парням, и девушкам работать надо одинаково. Если команда и тренерский штаб объединены общей целью, остальное просто формальность.
– Как оцениваете развитие женского хоккея в России? Чего ему не хватает?
– Не хватает детского хоккея. В России не так много игроков в женский хоккей. В США и Канаде в хоккей играют десятки тысяч девушек, в России же, если не ошибаюсь, всего три тысячи хоккеисток. Можно сказать, что не хватает самих девушек, занимающихся этим видом спорта. Хотелось бы, чтобы открывали больше женских отделений для развития женского хоккея.
– Как относитесь к тому, что в России, как правило, девочки, приходя в хоккей, играют вместе с парнями?
– Да, например, девочке 2008 года разрешено играть за мальчишеский 2010-й. Если она тянет этот уровень, то может продолжать. Но, как правило, потом в дело вклинивается физиология, в 14-15 лет парни начинают матереть, становиться тяжелее, быстрее, и конкурентная среда для девчонок уходит. Когда девчонки играют с парнями, они растут, потому что парни быстрее, и хоккеистки за ними тянутся. За счёт этого происходит развитие игрока. Если хочешь стать сильнее – делай всё против того, кто сильнее тебя. После этого уже переход в женское отделение хоккея и соревнования именно с девочками, а далее ЖХЛ.