Поделиться
02.06.2023 в 11:02

Ксения Васильева: «Уровень ЖХЛ вырос во всем»

Бывшая хоккеистка «Агидели», серебряная медалистка ЖХЛ Ксения Васильева в интервью whl.khl.ru рассказала о том, как строят карьеру в женском хоккее, о проблемах этого вида спорта и созданной ее усилиями команде «Армата». 

В российском хоккее есть множество людей с интересными жизненными историями. Однако далеко не все они становятся достоянием общественности. Тем более если речь идёт о женщинах, которым внимания уделяется куда меньше, чем хоккеистам-мужчинам. Ксения Васильева строила карьеру, которую прервала, а затем и остановила травма. Однако любимая игра в её жизни присутствует всё равно. Она создала и возглавляет единственную в Московской области женскую любительскую команду, которая постепенно становится визитной карточкой Наро-Фоминска. И мечтает когда-нибудь вывести её в ЖХЛ. 


«В Твери тренировалась и играла с защитником Артемом Волковым, который сейчас выступает за «Динамо»

– Как пришли в хоккей? 

– Сначала я занималась фигурным катанием. Но в жизни большинства начинающих спортсменов рано или поздно наступает момент, когда ты не можешь выполнить какой-нибудь норматив и думаешь, что делать дальше. Так случилось и со мной. Размышляла, оставаться на любительском уровне или уходить. Тогда папа, сам игравший в хоккей, предложил попробовать силы в этом виде спорта. Шёл 2007 или 2008 год. У нас в Твери как раз открыли секцию женского хоккея. Благодаря специальной программе закупили для девушек форму. И многие из фигурного катания «перетекли» в хоккей. Так создалась команда. Отыграли сезон и в мае поехали на финал «Золотой шайбы», где заняли третье место. Появилась возможность сравнить наш уровень с теми же московскими коллективами. Стало ясно, что до потолка нам далеко. Поэтому помимо тренировок со своей командой искали возможности заниматься и в других местах – например, с мальчиками. С ними же ездили на некоторые соревнования. Помню, тренировалась с защитником Артёмом Волковым, который сейчас выступает за московское «Динамо». Через пару лет меня пригласили в команду «Атлант» из Одинцово. У них не хватало игроков для поездки в Канаду. А в 2012 году перешла в нижегородский СКИФ, где создали вторую команду для девочек 15-18 лет. Это был мой первый профессиональный контракт. В сезоне 2013-2014 должна была ехать на молодёжный чемпионат мира, но в самой концовке игры с «Торнадо» получила травму – разрыв крестообразной связки и сопутствующее повреждение колена. 

– Сколько не играли? 

– Полгода. Обидно, что клуб никак не участвовал в моей реабилитации. Сейчас в ЖХЛ подходят к таким ситуациям ответственно, а тогда этим могли похвастаться только «Агидель» и «Торнадо». Восстанавливалась сама, хотя была несовершеннолетняя, не имела никакого опыта нахождения в таких ситуациях. Перенесла несколько операций. Начинала тренироваться с ребятами из тверской школы. Потом приехала в Нижний Новгород. Но в СКИФе многое изменилось, в том числе пришел новый тренер. Сказали, что на меня не рассчитывают. 

– В СКИФе тогда платили зарплату?

– Задерживали годами. Получалось, что играли, по сути, за еду. Хорошо, что тренер Владимир Александрович Малмыгин пригласил в «Агидель». Там все было по-другому. В плане отношения, обеспечения – никаких вопросов. Вместе с уфимской командой я выиграла обе свои медали. В чемпионате 2014-2015 мы взяли бронзу, а в следующем сезоне, первом сезоне ЖХЛ, - серебро. 

– В каком году завершили карьеру и почему? 

– В 2016-м. Несколько раз ездила на просмотры, но фактически уже не играла. Вернуться на прежний уровень после такой травмы сложно. Стать лучше – еще сложней. Травма беспокоила все время. Приходилось ходить к врачам, делать уколы. Первое время после завершения карьеры о хоккее не хотелось даже слышать. Но с 2018 года начала играть с любителями.  


«Пришла на собеседование и услышала: «Вы тренер по хоккею? Такого не может быть»

– Как оказались в Наро-Фоминске? 

– После колледжа выбирала, где получить высшее образование, решила, что поеду в Санкт-Петербург в университет им. Лесгафта. В Питере познакомилась с мужем, который учился в Михайловской военной артиллерийской академии и получил распределение в Наро-Фоминск, куда мы и переехали летом 2020 года. Начала искать работу. На каток требовался тренер по хоккею. Пришла на собеседование и услышала: «Вы тренер по хоккею?» Объяснила, что, да, имею педагогическое образование, играла на профессиональном уровне. В ответ: «Такого не может быть». Переламывать стереотипы очень сложно. 

– В итоге взяли? 

– Видимо, от безысходности. Не думаю, что стояла очередь из тренеров, имеющих образование, опыт игры на высоком уровне и медали чемпионата страны. Школа и секции в Наро-Фоминске только зарождались. Мне дали группу набора. На первую тренировку пришло пять мальчиков. Через несколько дней привели девочку. Затем еще одну. И еще. Позже на коньки встала мама одной из учениц. Тогда я решила, что можно попробовать собрать на базе нашей муниципальной секции команду. В основном люди приходили благодаря «сарафанному радио». Всё-таки Наро-Фоминск – город маленький. Плюс мы ведём социальные сети, размещаем информацию на всяких форумах. Чувствовалась и заинтересованность сверху. Я общалась с президентом Федерации хоккея наро-фоминского городского округа Алексеем Черняевым, председателем комитета по культуре, спорту и работе с молодежью Андреем Лощаковым. Они рассказывали, что на открытие катка в Наро-Фоминск приезжала команда «Торнадо». И высказывали идею, что было бы здорово иметь свой женский хоккейный коллектив. И вот к концу 2020 года команда сформировалась. 7 марта 2021 года мы провели первый матч против любительской мужской команды «Йети», составленной из военных. После игры многие представительницы женского пола, пришедшие болеть за «Йети», заявили о желании играть в «Армате». Сейчас у нас в команде 30 человек. Они представляют не только Наро-Фоминский городской округ. Приезжают из Москвы, Одинцово, Кубинки. 

– Откуда взялось название «Армата»? 

– В Наро-Фоминске находится танковая Кантемировская дивизия. «Армата» — это название танка.

– Хоккеистки какого возраста играют в вашей команде? 

– Самым младшим – 4 года. Самой старшей – 51. Играют семьями. Например, мама, дочка и внучка. Не так давно капитан команды Екатерина Тимошина привела на тренировку дочь. 

– Текучка кадров большая? 

– В этом плане самое актуальное слово – декрет. За год – минус пять человек. Пришли новые. Но пока девочки ещё учатся кататься. 

– В команде есть бывшие профессионалы? 

– Да. И бывшие профессионалы, и спортшкольники – человек 10. Я сама играю за «Армату».  

– Вы же не попадаете под категорию «любитель». 

– Вы ориентируетесь на правила мужского любительского хоккея. А у девушек любителем считается любая, не игравшая на профессиональном уровне хотя бы два года. 

– Как тренировать команду, в которой есть и люди, только вставшие на коньки, и профессионалы? 

– Делимся на группы. Если вижу, что человек прибавил, перевожу в группу более высокого уровня или добавляю какой-то элемент, усложняю программу. Если девушка не умеет кататься, первые несколько занятий уделяю ей особое внимание. Стараюсь привлекать новичков к играм независимо от уровня. Хотя бы пару—тройку смен. Оттачивать навыки лучше в матчах, чем на тренировках. 

– Как быть с формой? 

– Можно купить. Нормальная форма для любителя обойдётся в 10-15 тыс. рублей. Если кто-то просто пришел попробовать, то на катке экипировку можно взять в аренду - 500 рублей за одно занятие. Кто-то заимствует форму у знакомых. Кому-то я даю свою. Ещё когда кто-то покупает себе что-то новое, старое отдает тренеру - мне. В принципе, на полноценный комплект, вещей, думаю, уже хватит. 

– Сколько раз тренируетесь и играете? 

– Тренируемся два раза в неделю. Занятия бесплатные. Берём всех желающих – независимо от уровня мастерства. В тёплое время года еще работаем над «физикой», например, собираемся и бегаем. С играми сложнее. Женский хоккей развит слабо. Встречаться особо не с кем. Достаточно сказать, что «Армата» – единственная женская любительская команда на всё Подмосковье. Играем в чемпионате Наро-Фоминского городского округа среди любителей, соперничаем с мужчинами. Пока не очень успешно, но прогресс есть. В начале сезона проигрывали с очень крупными счетами. Под конец чемпионата стали пропускать меньше 10 шайб, а забивать около пяти. С девочками, даже с сильными соперниками, мы играем на равных. Участвуем во всяких коротких коммерческих турнирах. Например, в Элитной хоккейной лиге. Есть ещё Ночная лига женского хоккея. Но там всего четыре игры за сезон. 

– Сколько стоит играть в «Армате», если вывести за скобки форму и бесплатные тренировки? 

– На дополнительные тренировки – около 1000 в месяц. На игры – 2500. Когда-то побольше. В общем, грубо говоря, 5000 в месяц. Не больше. Финансы для женского хоккея – больной вопрос. В прошлом сезоне у нас был спонсор. В этом – только небольшая помощь. Найти спонсора сложно. Чем мы его заинтересуем? 

– Какой бюджет на год устроил бы «Армату»? 

– 2 млн рублей.  

– Каковы перспективы вашей команды? 

– Проект можно довести и до уровня ЖХЛ, все упирается в финансы. Чтобы создать нормальный клуб, нужно 80-100 млн на сезон. Пока таких денег нет. Но обсуждение со спортивным руководством Наро-Фоминска есть. Сейчас перспективу вижу в следующем – создать несколько команд разных возрастных категорий. Юношеская – до 14 лет. Молодежная – до 18 лет. Взрослая. Каждая команда могла бы играть в различных турнирах. Плюс школа, как основа для юношеской и молодежной команд. 


«Китайская команда делает ЖХЛ интереснее и разнообразнее»

– Хоккей в Наро-Фоминске любят? 

– Да. В хоккей играет глава городского округа Роман Шамнэ и другие высокопоставленные чиновники. Помимо ледового дворца в Наро-Фоминске есть ещё катки в Селятино и в Апрелевке. В Селятино ещё планируют построить гостиницу и сделать крышу над коробкой. Таким образом в посёлке появится второй лёд. «Армата» постепенно становится местной достопримечательностью. Она очень важна для наших девушек. Поэтому я, когда увольнялась из школы и переходила на другую работу, осталась тренером команды. У каждого звена к хоккею свой интерес. Мы хотим играть и прогрессировать. Ледовому дворцу интересна коммерция - девочки популяризируют хоккей, возрастает количество арендаторов. Городу важен рост числа людей, занимающихся спортом, в том числе увеличение количества игроков в нашей команде. Федерации нужна отдача – наличие команды, существование которой будет показателем уровня развития хоккея в Наро-Фоминске. 

– Стадион в Наро-Фоминске подходит под регламент ЖХЛ?

– Нет. Должно быть большее количество посадочных мест. 

– До какого возраста девушка может перейти из любителей в ЖХЛ? 

– До 16 лет перспектива есть. Дальнейшие занятия, это уже, скорее, для удовольствия, для себя.  

– Помимо тренерской деятельности вы работаете в реабилитационном центре. На выбор профессии повлияло в том числе то, что столкнулись с проблемой восстановления во время карьеры?

– Отчасти да. Реабилитация вообще проблемная сторона женского хоккея. Да и не только. Реально мало хороших специалистов, способных помочь человеку после операций. Конкретно я занимаюсь упражнениями на растяжение мышц, ЛФК, кинезиологией. Не так давно у нас в клинике проходили лечение два брата Педана – Андрей играет в СКА, Руслан – в «Амуре». 

– Какие проблемы есть в женском хоккее? 

– В России очень мало специалистов по женскому хоккею. Практически все тренеры приходят из мужского хоккея и не понимают многих нюансов, не учитывают нашей специфики. Много раз сталкивалась с ситуациями, когда наставник искренне удивлялся, почему девочка не может сделать то, чему в среде мальчиков учат ещё в раннем возрасте. И стоит возмущается: «Чему тебя в школе учили!». А она этого просто не умеет. Здесь мы приходим ко второй проблеме – отсутствие системы подготовки. Тренеры-мужчины думают, что мы проходим такой же пути, что и мальчики. Но это не так. У юношей есть определенная вертикаль – школа, МХЛ, ВХЛ, КХЛ. В женском хоккее этого нет. Поэтому карьера каждой девочки строится по-разному в зависимости от многих факторов, в том числе удачи. Кто-то пробивается наверх через любителей. Кто-то через секцию или школу. Кто-то играет с мальчиками. Кто-то растет в системе клуба ЖХЛ, но таковых всего восемь плюс китайская команда. Третье – кадровый застой. Уже много лет в Лиге играют несколько одних и тех же клубов. Руководители, тренеры и игроки не меняются. И четвёртое, о чём скажу – хотелось бы, чтобы все девочки были обеспечены минимальными нормальными условиями – сыты, обуты, одеты и имели деньги на достойную жизнь.

– Каковы положительные моменты? 

– Если сравнить Лигу в годы, когда играла я, и сейчас, то это небо и земля. Уровень вырос во всём. Повысилось качество игры, организация соревнований и внутриклубной работы, появились трансляции, стало выше внимание СМИ. Хорошо, что выступает китайская команда, в составе которой есть североамериканские игроки. Они делают чемпионат разнообразнее, интересней. Уровень растёт в том числе благодаря им. Большее количество девочек стало заниматься хоккеем в целом. Сейчас практически в каждой школе среди мальчиков одна-две девочки. Раньше шла с клюшкой и формой и ловила на себе странные взгляды. Кто-то говорил: «Зачем занимаешься ерундой?» Сейчас таких слов уже практически не слышу. 


Досье

Ксения Васильева (Ломейко) 

Родилась 29 марта 1997 года в Твери 

Карьера хоккеистки: СКИФ (Нижний Новгород) – 2012-2014, «Агидель» (Уфа) – 2014-2016. 

Достижения хоккеистки: Серебряный (2016) и бронзовый (2015) призер чемпионата России по хоккею/чемпионата ЖХЛ. 

Поделиться