Поделиться
09.02.2023 в 17:24

Денис Афиногенов: «Для меня чем хуже – тем лучше. Это повод ещё раз доказать, что ты хороший специалист»

Главный тренер «Белых Медведиц» о работе с командой.

Денис Афиногенов – трёхкратный обладатель Кубка ЖХЛ в составе «Агидели». В сезоне 2021/2022 уфимский клуб впервые вылетел из плей-офф, не пройдя в полуфинал, после чего главный тренер покинул команду. В ноябре 2022 года Афиногенов возглавил «Белых Медведиц»

О целях на плей-офф, тренерской карьере и слабых местах «Белых Медведиц» Денис Афиногенов рассказал в интервью пресс-службе ЖХЛ.


«Белые Медведицы» – не команда для битья»

– В феврале будет три месяца, как вы тренируете команду. Поделитесь впечатлениями за это время: что получилось, что не получилось?

– Ещё рано судить о результатах. Вижу, что команда стала на 20-25% сильнее, чем была. Думаю, что дальше будет больше, если продолжим сотрудничество. Мы пыхтим, бодаемся, мешаем лидерам чемпионата показывать их игру. Наша задача играть в открытый, атакующий, комбинационный хоккей, где-то это получается, где-то нет, но это стадия развития команды. Хорошо, что ЖХЛ расширила плей-офф до восьми команд, это и покажет итог нашей работы. 

– Кого считаете лидером «Белых Медведиц»? 

– Назову лидерами Екатерину Лебедеву, Викторию Кулишову, Марию Надеждину, они встряхивают команду. Лебедева помогала в «Агидели», была там капитаном, так что хорошо, что есть на кого опереться. 

– У «Белых Медведиц» осталось четыре игры до конца регулярного чемпионата: две с «7.62» и две с «Динамо-Невой». Что думаете об этих соперниках? Есть ли цель обогнать «КРС Шэньчжэнь» в турнирной таблице?

– Задача на каждую игру одна: выигрывать. Получится это или нет – другой разговор. Для нас нет ни слабых, ни сильных соперников, без разницы, против кого выходить. Можем уступить последней команде, можем выиграть, то же и с лидерами чемпионата. Да, тяжело соперничать с первой четвёркой, но мы способны дать бой и потрепать нервы, а там может и зацепимся за что-то. Нет задачи войти в тройку или пятёрку, есть только конкретная игра, в которой нужно побеждать.

– Упомянули, что можете как проиграть последней команде, так и выиграть. Команде не хватает стабильности? С чем это связано?

– Да, можем первый период провести отлично, а второй провалить. Команду шатает, связываю это с физическим состоянием игроков. Это поправимо: нужно работать и над психологией, и над физикой, будем решать эти вопросы на тренировках.

– Есть ощущение, что желание совершить камбэк – особая мотивация для команды: вспоминается матч с «КРС Шэньчжэнь», когда победную шайбу забросили на последней минуте основного времени. В матче против «Бирюсы» уступали 3:1 по ходу игры и в итоге выиграли в дополнительное время. Матчей, в которых команда выигрывала после двух периодов, всего шесть, в то время как в третьей двадцатиминутке 11 раз вели в счёте. Что думаете об этом?

– Камбэк – это хорошо, но в первом январском матче с «Торнадо» шли на равных в стартовом периоде, а во втором провалились, пропустив две шайбы. По ходу игры горели 3:1, в третьей двадцатиминутке практически сравняли счёт, но немного не хватило. Во втором матче вели, но упустили победу. Команду шатает, у девчонок есть неуверенность в себе, но это поправимо. Уверенность придёт благодаря тренировкам и играм, особенно когда удаётся совершить камбэк.

– Удивило решение снять вратаря в дополнительное время в игре против «Торпедо». Как приняли такое решение? Вдохновлялись ЦСКА Сергея Фёдорова? Будете пробовать ещё?

– Надо всегда учиться новому и двигаться вперёд. Сергей Фёдоров это начал, потом попробовал Виктор Козлов из «Салавата Юлаева» и выиграл две игры. Нам терять нечего, надо проверять психологию игроков, посмотреть, как они поведут себя в большинстве, когда сзади пустые ворота. В такой момент нужно быть хладнокровными, аккуратней отдавать передачи. Это интересный опыт, думаю, что будем пробовать ещё. Игра в большинстве с пустыми воротами – один из компонентов, который необходимо тренировать и улучшать. Конкретно в этом эпизоде с «Торпедо» я увидел отдачу хоккеисток, и это важно. Я всегда уверен в команде, мы не зря много тренируемся, и спасибо девчонкам, что выдерживают такие нагрузки. Должны были побеждать в играх против «Торпедо», но были детские ошибки. После матчей всё разбираем, обсуждаем, где могли сыграть иначе. Между тренером и игроками всегда должен быть диалог. Писали, что снятие вратаря в дополнительное время было ошибкой, но без ошибок не будет побед, ведь благодаря им мы понимаем наши слабые стороны.

– Как отреагировали на новость о том, что в плей-офф будет играть восемь команд? Какой формат вам ближе: с четырьмя или восемью клубами?

– Изначально Лига приняла правильное решение с четырьмя командами, ведь «КРС Шэньчжэнь» ослабли, из «Торпедо» ушли ключевые игроки, поэтому лидеры ЖХЛ стали слабее, и чтобы оживить Лигу приняли вариант с четырьмя командами в плей-офф, ведь чем меньше клубов проходит, тем ярче битва за места. Понятно, что командам, которые досрочно квалифицировались, обидно, ведь они уже были с медалями, но на мой взгляд Лига сделала отличный шаг. Увеличение количества команд до восьми – хороший шаг для развития ЖХЛ, ведь игра в плей-офф в психологическом плане отличается от регулярного чемпионата, нам полезно оббиться о такие условия. Да, если бы я был в первой четвёрке, сказал бы «да зачем это надо, я уже с медалями, а вдруг оступлюсь», но увеличение участников добавляет интриги, получается хоккейный триллер.

– С кем бы хотели сыграть в 1/8? Какие цели на плей-офф?

– Чем сильнее противник, тем лучше, ведь для того, чтобы расти, нужно играть с лидерами. Хотелось бы встретиться и с «Агиделью», и с «Динамо-Невой», и с «Бирюсой», и с «Торпедо», ведь это команды, которые входят в топ-4 ЖХЛ. Наша задача дать им бой, хоть это и тяжело, ведь соперники –  хорошо укомплектованные, подготовленные клубы. Для нас главное играть, наслаждаться процессом и набираться опыта, чтобы девушки поверили, что способны дать бой сильным командам. Это будет хороший фундамент на следующий сезон, в который мы войдём в боевом настроении. В хоккее бывает всё: и восьмое место выбивает первое, и слабые команды становятся чемпионами. Плей-офф – это накал страстей, психология, 75% на этом этапе зависит от вратаря. Хоть и находимся между шестым и седьмым местом, мы не команда для битья, так что покажем зубы.

«Какой смысл бегать и прыгать, когда не можешь отдать хорошую передачу»

– В одном из интервью говорили, что до тренерского дебюта в «Агидели» считали эту профессию неблагодарной. Изменилось ли мнение о тренерстве с того момента?

– А в чём она благодарная? Сегодня ты работаешь, а завтра тебя выгоняют. Не выиграл, что-то не понравилось руководству и тренера меняют. Все мои коллеги знают, что если что-то случится, то тебя могут быстро отправить в отставку. Так что мнение не поменялось.

– Тяжело принимать команду посреди сезона, когда трансферы сделаны, подготовка к сезону проведена и игроки привыкли к определённому стилю игры?

– Любая тактика разрушится, если один игрок ошибётся. Исходя из этого, нужно собрать целостную команду, которая будет кулаком. После этого уже смотрим, что имеем на сегодняшний момент, какие тактические данные, что с приёмом и передачей шайбы, что у нас с бросками, есть ли люди, которые будут завершать комбинацию. Беря команду, понимал её слабые стороны, но для меня чем хуже, тем лучше. Это повод ещё раз доказать, что ты хороший специалист. В «Агидели» были комфортные условия, когда команда постоянно выигрывала, а потом «Динамо-Нева» с шестого места выбила нас из плей-офф. После этого остался без работы, а в «Белых Медведицах» подвернулся случай. Думаю, что специалисты оценят работу в Челябинске за три месяца и скажут, в правильном ли направлении мы идём, не мне судить об этом. В любом случае, как бы хорошо ты ни играл, главное – результат, он нужен всем, а игроки, бюджет, как и что ты строишь не волнует никого. Тебе дали команду, будь добр выйти с ней в плей-офф.

– Какому хоккею вы учите «Белых Медведиц»?

– Правильный хоккей – это игра в пас: отдал, открылся. Важна быстрота движений, сейчас потихоньку это исправляем. В «Агидели» поначалу этого тоже не было, много работали над ошибками. Бывали матчи, когда выбегали два в одного, три в одного, а завершения не было из-за проблем с игрой в пас. Помогают детские тренировки: передачи по «восьмёрке» и другие упражнения, проходим через это с «Белыми Медведицами». Какой смысл бегать и прыгать, когда не можешь отдать хорошую передачу? Ты можешь быть физически сильным, но когда открываешься и не можешь принять шайбу с неудобной, какой толк от этого? Да, заниматься передачами муторно, это детская школа, но нужно спуститься вниз, чтобы подняться наверх. Всегда привожу девочкам в пример пианиста Дениса Мацуева: он говорит, что если неделю не будет садиться за инструмент, то его пальцы деревенеют, поэтому их нужно всегда разминать. С приёмом и передачей шайбы всё то же самое. Всё хорошо получается, но после отпуска нужно начинать по новой: сначала упражнения попроще, потом с задумками, где нужно работать головой.

– У вас за плечами большая хоккейная карьера, насколько знания из мужского хоккея применимы к женскому?

– Все действия из мужского хоккея передаём девушкам, ведь парням говорят то же самое: работать головой, работать клюшкой. В этой игре нет разграничения по полу, единственное отличие женского хоккея в том, что здесь не бьют, в остальном все то же самое. Регулярно скидываем матчи «Красной машины» 80-х годов, показываем, как играли те люди. «Торпедо» с приходом Ларионова стало показывать интересный хоккей, как раз в пас, у себя хотели бы видеть что-то подобное. Потихоньку придём к этому хоккею, сам в него играл.

Поделиться