Мария Баталова — самая титулованная хоккеистка ЖХЛ, она четыре раза выигрывала Кубок. 26-летняя хоккеистка — третий защитник лиги по очкам за всю историю (185 очков). Сезон 2022/2023 Мария проводит великолепно: «Агидель» лидирует в регулярном чемпионате, а она с 21 (5+16) очками в 21 матче идёт лучшим бомбардиром-защитником.
В интервью официальному сайту лиги Баталова рассказала, как находит мотивацию продолжать дальше играть, какие изменения произошли в Уфе в 2022 году и почему важно собираться сборной России даже без международных соревнований.
— Как прошли сборы в Новогорске?
— В последний день сборов, 15 декабря, была товарищеская игра с молодёжной командой (6:2). Матч был тяжелым, устали, из-за этого не реализовывали моменты и допускали ошибки. Сборы длились девять дней. До этого у нас был сложный ноябрь, у «Агидели» было восемь матчей с сильными соперниками. Где-то приходилось играть в два звена, так как молодые не справлялись, поэтому нагрузка была большой. После ещё был Матч Звезд, а затем сразу сборы. Немного не хватало времени на восстановление, в первые дни было сложно.
— У вас, получается, вообще времени на отдых нет, так как через неделю возобновился чемпионат?
— Спасибо тренерскому штабу за то, что дали нам несколько выходных после сборов. Потом уже приступили к работе в команде. Времени на передышку не так много.
— Тяжело ли заставлять себя пахать на сборах, когда подготовки ни к чему конкретному не ведётся?
— Раньше мы приезжали и понимали, что готовимся, к примеру, к Турниру четырёх наций, что будут игры с европейскими командами. Сейчас, конечно, стало тяжелее. Мы играем плотный чемпионат ЖХЛ, а потом едем на сборы. Хочется отдохнуть. Но приходится себе переламывать. В любом случае мы обязаны показывать результат в сборной. Мы не знаем, когда вернёмся на международную арену, но к этому моменты должны быть готовы.
— Вы многие годы вызываетесь в сборную России. Сложно ли после этого приезжать в расположение команды, догонять других девчонок, подстраиваться под клубные порядки?
— Не сказала бы, что тяжело. В «Агидели» мы играем в активный хоккей, нам свойственна быстрая игра и быстрое принятие решение. То же самое в сборной России. Поэтому когда приезжаю в расположение национальной команды, есть ощущение, что здорово готова к международным играм. Матчей с иностранными командами очень не хватает, в них мы учимся, быстрее прогрессируем.
— Есть ощущение, что молодёжь подпирает, что в Лиге с каждым годом появляется все больше молодых девчонок?
— Да, в ЖХЛ очень много перспективных девочек, за ними интересно наблюдать. У нас в «Агидели» много молодых, стараемся им помогать. По некоторым игрокам видно, что они заиграют, им просто нужно немного помочь. Радуемся за молодёжь. В моё время не было такого развитиях женского хоккея, как сейчас. Я и девочки постарше в этом возрасте не были так развиты, как хоккеистки сегодня.
— Почему сейчас появилась перспективная молодёжь?
— До того, как появилась ЖХЛ, у нас не было нормального развития. Девочек не пускали тренироваться с парнями, было мало команд. Из-за этого многие рано заканчивали, уходили в семью, хотя могли ещё играть и играть. Поэтому сейчас у нас есть пробел игроков 95-94 года рождения. С появлением ЖХЛ всё стало много лучше. Так же сейчас появился юниорский турнир до 16 лет, девочки ездили на международные турниры до отстранения.
— В межсезонье у «Агидели» поменялся тренерский штаб. Какие изменения привнёс Валерий Давлетшин?
— Я бы сказала, что наша игра поменялась, но не слишком сильно. Мы так и продолжаем играть в активный хоккей. Просто немного тактически стали действовать по-другому. Стали делать новые комбинации. Считаю, что для нас это шаг вперёд, потому что главный тренер учит нас чему-то новому.
— А какие изменения у вас произошли в тактике?
— Философия Валерия Рафиковича — это строгая игра в обороне. В сезоне 2022/2023 мы пропускаем меньше всех шайб. У нас и вратари здорово играют, много «сухарей» оформили в начале чемпионата. Самое основное, что транслируется от главного тренера – это возврат назад, строгая игра в защите.
— Следите за КХЛ? Какие команды по стилю нравятся?
— Следим за КХЛ, и, конечно, болеем за «Салават Юлаев». Давно они не выигрывали Кубок. И в 2022 году болели, думали, что возьмут, но отъезд легионеров подкосил команду. В сезоне 2022/2023 мне нравится, как играет Уфа, как раскрываются молодые игроки, как ведёт игру тренер Козлов.
— «Агидель» идёт на первом месте. Первая половина сезона прошла так, как планировали?
— Да, я бы так сказала. Конечно, были ошибки, тяжёлые матчи, но в принципе довольна результатом. Можно было и избежать трёх поражений, которые у нас случились в сезоне. В целом всё идёт по плану.
— Неудача в плей-офф 2021/2022 стала пинком в этом году?
— Не было такого года, чтобы у нас не хватало мотивации брать Кубок. Просто в 2022 году не получилось, сказался фактор олимпийского сезона. Думаю, после Игр в Пекине нас больше физически не хватило, чем эмоционально, не было свежести. Психологически были готовы, заряжены.
— Состав «Агидели» не меняется многие годы. Как вы с девочками друг от друга не устаёте?
— Мы привыкли друг к другу, у нас собрался хороший коллектив. Тепло принимаем молодых девчонок, у нас нет никакой дедовщины. Считаю, что за счёт нашего сплочённого коллектива мы и побеждали. У нас есть качество, что можем через не могу вытаскивать матчи. Мы едины, готовы друг за друга порвать соперника.
— Стали ли вы уже близкими друзьями за многие годы или всё-таки это просто коллеги?
— Мы все дружим в команде. Понятно, что с молодыми у нас немного разные интересы. Они учатся в школе, мы уже институт заканчиваем. Но в раздевалке все общаемся на равных.
— Мужчины-хоккеисты часто ходят вместе в баню, пива попить в бар. Как вы с девочками проводите свободное время?
— Летом можем собраться и выехать на природу, пожарить шашлыки. Зимой снять коттедж и поехать туда компанией. Так дни рождения отмечаем. Если мы на выезде, то можем вместе прогуляться по торговому центру или просто по улице.
— Как оцените свой сезон? Прямо сейчас вы третий бомбардир-защитник ЖХЛ.
— Всегда можно лучше. Просматриваю свои игры, анализирую действия. Но даже по ходу матча, приходя на скамейку, понимаю, что в предыдущей смене можно было сделать лучше. Много работаю над своей физической подготовкой. Понимаю, что могу быть лучше. Дополнительно занимаюсь. Люблю учиться. Тем более сейчас так много есть информации в интернете. Интересуюсь физической подготовкой хоккеистов. Возможно, даже пойду учиться по этому специальности. Подписана в соцсетях на разных тренеров, после своих тренировок прихожу и изучаю разные упражнения и методики, читаю книги, смотрю видео-уроки. И, конечно, всё пробую на себе.
— Экспериментируете летом с подготовкой?
— И по ходу сезона пробую что-то новое. У нас есть возможность ходить в зал в дополнительное время. Есть и велотренажеры. И я смотрю по своему состоянию, что мне добавить, что убрать. К 26 годам понимаю, как мой организм функционирует и что мне нужно сделать, чтобы на игре выглядеть хорошо.
— Что вам нужно, чтобы быть в оптимальной форме?
— Мне больше подходит силовая тренировка. За пару недель я беру основные веса, прокачиваю все мышцы. За два-три дня делаю основную тренировку, у меня есть три упражнения. Когда после такой работы выхожу на лёд, чувствую, что у меня столько сил, что могу всё. Бывает ощущение, что могу отыграть не один матч, а два сразу.
— Сезон 2021/2022 у вас был лучшим по очкам (31 очко в 35 матчах). Есть цель побить личный рекорд?
— В 2022 году в чемпионате участвовала команда «Ледяные Крылья», в которой было много молодых и неопытных игроков. За счёт матчей с этим соперником многие девочки набрали очки, в том числе и я. Думаю, что в сезоне 2021/2022 у многих были личные рекорды. Но я не гонюсь за очками. В первую очередь, нужно правильно играть.
— В «Агидели» вы играете в паре с молодой Ангелиной Махмутовой. Много ей подсказываете?
—Скажу про наше звено в целом. Мы и Ангелину, и нашего центрального Веронику Коржакову наставляем. Можно сказать, вырастили их рядом с нами. Ангелина со мной в паре стала играть чуть ли не в 15 лет. Конечно, первое время она стеснялась, боялась на себя брать игру. Но я всегда старалась её поддерживать, подсказывать ей. Иногда приходилось и прикрикивать. Сейчас вижу её прогресс, она здорово выросла как игрок за это время.
— Вы самая титулованная хоккеистка ЖХЛ, четыре раза брали Кубок. Откуда берёте мотивацию продолжать играть?
— Когда ты поднимаешь Кубок в конце сезона, то это такие незабываемые эмоции. Это то, к чему ты шёл весь год. И когда наступает следующий сезон, то ты помнишь те победные эмоции и тебе хочется ещё и ещё. Победы не могут надоесть. Каждый сезон всё начинается с чистого листа.
— Вы сейчас идете третьим защитником в ЖХЛ по очкам за всю историю (перед вами Пирогова и Шибанова). Вам важно стать первой?
— Я даже не знала, что иду на третьем месте. Для защитников вообще очки второстепенны. Должна пропускать меньше голов, начинать хорошие атаки. И только во вторую очередь я уже атакующий защитник.
— Вы всегда были атакующим защитником?
— Я бы сказала, что мне больше нравится играть в атаке, чем в защите. В оборону поставили, потому что у меня стало здорово получаться. Если смотреть по сборной, по всей нашей лиге, по молодёжным командам, то можно увидеть, что у нас очень мало защитников и центральных нападающих. Такая же проблема, кстати, и у мужчин. Когда я только начинала карьеру, в Тюмени играла за мальчиков, меня ставили в центр. И вроде бы даже здорово получалось, забивала голы. Мне так нравилось в центре. Но так как защитников в принципе мало, пришлось играть в обороне. На Олимпиаде, когда у нас девочки сдавали положительные тесты, меня ставили в нападение в центр. Я примерно понимала, как действовать. Да и много хоккея смотрю.
— Чья игра вам нравится?
— Мне очень нравился Алексей Морозов. Он играл в настолько чистый хоккей, играл головой, отдавал немыслимые передачи, забивал красивые голы. Следила за их тройкой Зиновьев — Зарипов — Морозов. Болела за них. Сейчас любимого игрока нет, стараюсь следить за всеми.
— Вы родились в небольшом городе Междуречье. Там стали заниматься хоккеем с братом?
— В Междуречье я родилась, и мы оттуда сразу переехали. Родилась чуть раньше срока, должна была в Тюмени. Папа в детстве очень хотел играть в хоккей, но тогда у него не было ни экипировки, ни коньков, ничего. Дедушка не пускал папу на каток, тот бунтовал. И когда у него появились дети, захотел, чтобы они играли. Но больше хотел, чтобы брат играл. Когда нас в первый раз поставили на коньки, брат сломал ногу. А я потихоньку начала кататься, мне понравилось. В первом классе к нам на занятие пришёл тренер, увидел, что я хорошо катаюсь на коньках и позвал в команду.
— Сложно вам было пробиваться, пока вы в 18 лет не попали в «Торнадо»?
— Огромное спасибо тюменской школе хоккея. Раньше у нас была команда «Газовик», потом её переименовали в «Тюменский Легион» и «Рубин», женская команда называется «Тюменские Лисицы». Была открыта женская секция хоккея в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи. На Игры в итоге никто из нас не поехал, но для развития девочек-хоккеисток это было здорово. Нам выдавали форму, постоянно был лёд. До того, как мы заявились в чемпионат России по девочкам, играли с парнями во второй группе.
— Много вам говорили по ходу карьеры: «Как девочка может играть в хоккей» и в таком духе?
— Раньше регулярно слышала: «Что? Девочка в хоккее? Зачем? Иди в фигурное катание». Я в такие моменты про себя думала: «Какое фигурное катание? Мне это вообще интересно». Я сама по себе игровик. Если бы не хоккей, занималась бы другим игровым видом спорта. И сейчас такое можно услышать. Едешь в такси с баулом, спрашивают: «Вы что хоккеем занимаетесь? А зачем?». Хочется, чтобы люди уже поняли, что девочки не обязательно должны идти в гимнастику и фигурное катание, а что девушки сейчас и боксом, и хоккеем, и чем только не занимаются.