Поделиться
06.10.2022 в 17:22

«Как будто второе дыхание открылось». Мохова стала главным судьёй спустя девять лет на линии

Интервью арбитра Дианы Моховой после смены амплуа.

Судья Женской хоккейной лиги Диана Мохова провела 184 матча в качестве линейного арбитра. Мохова стала одной из трёх россиянок, обслуживающих матчи женского хоккейного турнира на Олимпийских играх в Пекине-2022. 


Спустя шесть сезонов в ЖХЛ опытный лайнсмен сменила амплуа и уже отсудила два матча между «Белыми Медведицами» и СКСО в чемпионате 2022/2023. 

О том, что стало причиной перехода, как судьи переживают ошибки и что помогает сохранять огонёк в глазах – в интервью пресс-службе Лиги.

«Почти все знали, что я ухожу в главные. Это просто был вопрос времени» 

— Вы шесть лет отработали линейным арбитром. Почему решились на перемены?

— За спиной в целом девять лет на линии – пришло время идти дальше. Достигла своего пика как линейный судья, побывав на Олимпиаде-2022. Приняла решение, что хочу уйти в главные. Хочется развиваться, и сейчас для меня это более интересно. 

— Как отреагировали коллеги?

— Почти все знали, что я ухожу в главные. Это просто был вопрос времени. Многие девочки поддержали, все рады за меня (улыбается).

— Какие процедуры нужно было пройти?

— Сразу после того, как съездила на Олимпиаду, у нас начались сборы перед плей-офф ЖХЛ. Подошла к Анатолию Евгеньевичу Захарову (руководитель судейства МХЛ и ЖХЛ – прим. ред.), сообщила, что в следующем сезоне хотела бы сменить амплуа. Он поддержал моё решение – сказал, что дорабатываю плей-офф, а со следующего чемпионата возьмёт меня главным судьёй в ЖХЛ. Сезон я начала на турнире от Федерации хоккея России, он назывался «Олимпийские надежды», играли девушки до 16 лет. Мы провели там десять дней в сентябре. После турнира поступили рекомендации от инспектора и от главного судьи, и Анатолий Евгеньевич назначил меня на матчи ЖХЛ.

— Сдавали какие-нибудь экзамены?

— Нет, экзаменов не было, просто требовалось знание правил, чтобы мы их уместно применяли в игре. В течение сезона проходим тестирование, там блок вопросов, который касается абсолютно всех правил – как для главных судей, так и для линейных. Все друг с другом знакомы, все знают, кто на что способен. Доверие Анатолия Евгеньевича, думаю, я уже заслужила.   

— Регулярный чемпионат 2019/2020 вы провели в обоих амплуа. Как это произошло? 

— Это как раз был сезон, когда уже хотела уходить в главные, но меня держала международка. Понимала, что был шанс попасть на Олимпиаду, и ради неё осталась на линии. Анатолий Евгеньевич был в курсе, он тоже поддержал моё решение. Сказал, что в главные уйти ещё успею, а Олимпиаду могу зацепить как линейный судья. Когда происходили мои метания, случилась неприятная ситуация: было очень много игр в одни и те же даты. Одна коллега заболела и оказалась в больнице, назначить было просто некого, потому что у нас мало главных. Мне позвонили и сказали: «Диана, это твой шанс. И нас выручишь, и сама попробуешь». Полетела и отсудила две игры в Екатеринбурге. 

— Какое впечатление произвела работа главным арбитром тогда?

— Тогда, наверное, была не особо-то готова, но мне очень понравилось. У меня были проблемы с методикой, с расположением. Когда долго линейным работаешь, потом на главного перестроиться очень сложно. Первый матч, вроде, помню, прошёл хорошо, а второй – не так гладко, как хотелось бы. 

— Сейчас полностью перестроились?

— Сейчас – да, сужу полностью главным: в Москве, детей, любителей, старших ребят, ЖХЛ. Майку линейного даже не надеваю, где-то лежит у меня. Убрала её, надеюсь, навсегда (улыбается).


«Функционал главного гораздо шире, чем линейного»

— Стали больше общаться с игроками на льду?

— Если есть вопросы, конечно, игроки едут к главным судьям. Мы больше управляем игрой в процессе, подсказываем: убери клюшку, не цепляй, посмотри, голову подними, чтобы шайба не прилетела и травму не получить. Функционал главного гораздо шире, чем линейного.

— По привычке не хочется зафиксировать офсайд или проброс?

— Уже нет. У меня это на автомате, даже не анализирую. Просто вижу: вне игры, проброс. Если линейный спросит мнение, то скажу, если нет – не скажу. Но на автомате вижу вообще всё.

— От этого, наверное, уже не избавиться?

— Ну да. Очень помогает, на самом деле, когда судим только в два главных – допустим, детей или любителей в городах. Даже, условно, находясь глубоко в зоне, вижу, есть положение вне игры или нет. Удобно в этом всём разбираться. 

— А как проще: в одного главного или в два?

— Мне нравится и так, и так.  В одного судить классно, потому что надеешься только на себя и руководишь игрой, как тебе удобно. Именно по физической нагрузке, наверное, проще судить вдвоём. Классно, когда твой партнёр располагается с другого края, под другим углом, и мы можем оценить момент более объективно. Я, допустим, вижу одно, а мой партнёр – другое. Со своего угла не могу увидеть нарушение, а партнёр увидит, и примем в итоге правильное решение, дадим или не дадим штраф. Всё получится честно, справедливо. В этом и есть наша миссия – правильно фиксировать нарушения на льду. 

— Как переживаете ошибки?

— Думаю, что процентов 90 совершённых ошибок главный судья допускает из-за того, что неправильно расположился. Если располагаешься правильно, то можешь увидеть действия игрока. Расстраивает, если ошибаешься, особенно когда видел момент и не смог его правильно трактовать. В силу некомпетентности ли, неопытности, незнания какого-то правила… Просто потом отсылаешь видео коллегам, руководителям, спрашиваешь совета: «Блин, всё-таки ошиблась. Сейчас на повторе вижу, что там штраф, а на льду из-за спин игроков не разглядела». Ищешь рецепт, как этого не допустить в дальнейшем.

— С кем из коллег советуетесь?

— Больше обсуждаю моменты с судьями-мужчинами. Общаюсь с представителями всех лиг: КХЛ, ВХЛ, МХЛ. Ребята из разных городов, могу им спокойно показать момент, чтобы услышать мнение, что-то обсужу как с более опытными. Так было и когда линейным работала, и сейчас, когда главным начинаю судить. Они всегда готовы прийти на помощь, подсказать, между собой тоже общаются. Мы все коллеги, делаем одно дело.


«На линии у меня есть авторитет среди игроков, а вот главным нужно завоёвывать его заново»

— Вы отсудили два матча в регулярке 2022/2023. Как всё прошло? 

— Очень сильно понравилось (улыбается). У меня был хороший коллектив. Даша Абросимова, с которой провела первые матчи, подсказывала, поддерживала, мне было очень комфортно с ней судить. Не возникло каких-то суперсложных эпизодов в игре – больших штрафов, видеопросмотров, мы просто занимались своим делом. В двух матчах дала первое удаление. Вижу – нарушение правил, ага, даю свисток, показываю на игрока. В первой игре был мандражик небольшой: «Ну, там же было удаление… А вдруг не так увидела?». Всё – дала и дала. Поехала, встала в зону, погнали дальше. Убедилась, что пришло время переквалифицироваться в главные судьи, и сейчас уже способна получать удовольствие. Но работать ещё есть над чем. 

— Есть ли в ЖХЛ недостаток тех или иных судей?

— Вроде бы всех всегда хватало. Сейчас идёт омоложение на весь корпус линейных судей. Те, кто был лайнсменом очень долгое время, уже ушли в главные. Я, так сказать, запоздала из-за Олимпиады с пополнением рядов (улыбается). 

— Считаете смену амплуа шагом вперёд или просто коррективом?

— Для меня это шаг вперёд. Поняла, что на линии себя изжила, и была мысль: либо ухожу в главные, либо заканчиваю с судейством, потому что линейным уже вообще не хотела работать. Не было огонька в глазах, когда ты не просто выходишь на игру и делаешь то, что умеешь, а получаешь адреналин и кайф. Сейчас всё пришло заново – как будто второе дыхание открылось.   

— Сколько матчей за сезон рассчитываете провести? 

— Хотелось бы побольше (улыбается). Не знаю, матчей 15 хотя бы. 

— Это больше или меньше, чем в качестве лайнсмена?

— Конечно, меньше. Понимаю, что я молодой главный судья, сужу первый год. Это индивидуально, всё от меня зависит. Будем работать – посмотрим, как сложится.

— Хотели бы судить финал Кубка ЖХЛ-2023? 

— Судить бы хотела, но не знаю, насколько буду готова. Думаю, в этом году я без финала (улыбается). Его доверяют тем, кто не допускает ошибок в работе. Пока наращу кожу как главный судья, пройдёт время, даже так и должно быть. На линии у меня есть авторитет среди игроков, а вот главным нужно завоёвывать его заново. 


Поделиться