Поделиться
27.05.2022 в 10:42

Валерия Тараканова: «Даже тренеры, стоявшие на лавке, рвались на лёд играть за нас»

Вратарю СКИФа всего 23 года, а она самый опытный из действующих голкиперов Женской хоккейной лиги (158 матчей). Валерия Тараканова выступает за клуб из Нижнего Новгорода с 2012 года. В сезоне 2021/2022 СКИФ дошёл до финала, где уступил чемпионство «КРС Ванке Рэйз». По итогам регулярного чемпионата Валерия была признана лучшим вратарём по двум основным показателям — отразила 95,4% бросков при коэффициенте надежности 1,14. 


В интервью официальному сайту ЖХЛ Валерия рассказала, за счёт чего добилась прогресса, чего не хватило в финале и как начинала играть в хоккей. 

«Очень люблю сладкое, отказаться от него не смогу»

— Как проводите отпуск?

— За городом, занимаюсь ремонтом, так что в отпуске куда-то слетать не получится. 

— Уже отошли от тяжёлого сезона?

— Да, мне хватает где-то недельки, чтобы восстановиться. Дальше можно тренироваться. Понимаю, насколько был сложный год, и мы с девочками заслужили отдых. С июня начнём готовиться к новому сезону. 

— Сборы СКИФа стартуют в июне?

— Думаю, все хоккеистки так делают: сначала разгружаются, а ближе к сборам начинают самостоятельно готовиться к предсезонке, чтобы подойти к ней в хорошей форме. 

— Бывает, что кто-то к сборам подходит неготовым?

— Летом 2021 года все девушки были в хорошей форме. Нас даже тренеры похвалили, сказали, что мы молодцы. Сразу начали с хороших нагрузок, не втягивались. Думаю, в этом году будет так же. Сейчас все стали более ответственными. 

— Вы в отпуске позволяете себе всё в плане еды, сладостей или держите себя в рамках?

— Я себе всегда позволяю, но всему есть мера. Объедаться не буду, но иногда можно. Очень люблю сладкое, отказаться от него не смогу. 


«Старалась каждую секундочку выжимать из себя всё»

— Как оцените для себя сезон 2021/2022?

— Это, наверное, лучший сезон для меня. Мы с командой стали чемпионами России, это многое для нас значит. Я стала лучшим вратарём – большой шаг и мотивация дальше показывать себя. 

— Свою игру оцените на пятёрку?

— Нет, идеальной её не назову. Поставила бы «четвёрку» с минусом. Есть над чем работать. 

— За счёт чего добились прогресса и показали свою лучшую статистику?

— Ответственно подошла к тренировкам, старалась каждую секундочку выжимать из себя всё. Спасибо нашему тренерскому штабу, особенно тренеру вратарей. 

— У вас в СКИФе очень сильный тандем вратарей с Валерией Меркушевой. Конкуренция вам помогает прогрессировать?

— Мы друг другу помогаем. Хочется меньше пропустить, надёжнее сыграть, смотришь на партнёра и сравниваешь с собой. Но это всё добрая конкуренция. 

— Меркушева чаще вас выходит в старте. Чего вам не хватает, чтобы стать полноценным первым номером?

— На протяжении всего сезона мы с Лерой играли поровну. Не было разделения на первый и второй вратарь. Были где-то у неё микротравмы, были и у меня небольшие повреждения. Может быть, у Леры получилось на пару игр побольше. У нас вышел хороший тандем, мы друг друга заменяли. 

— В плей-офф вы сыграли три матча, она четыре. Получается, тоже разделения на первый и второй номер не было?

— В плей-офф всё зависело от того, кто как подготовлен. Я довольна этим сезоном. Если бы Лера сыграла ещё один матча в финале, то ничего бы страшного не было. У нас одна цель — победа. То, что меня не поставили, так это исключительно моя недоработка.

— За пределами льда общаетесь с Валерией? 

— Мало. Мы и так, можно сказать, каждый день в раздевалке видимся с Лерой и с другими игроками. В коллективе никто ни с кем не воюет, мы дружим, но всё равно нужно и отдыхать друг от друга. 

— В КХЛ считается, что в системных командах, как ЦСКА при Никитине или у Квартальнова, вратари показывают хорошие цифры за счёт слаженной работы обороны. В СКИФе такая же ситуация?

— В этом сезоне у нас вся команда слаженно работала: и нападающие, и защитники, и вратари. Все друг другу помогали, ни одно звено не выпадало. Мы были единым кулаком, за счёт этого и стали чемпионками России. Мы боролись, грызлись, даже тренеры, стоявшие на лавке, рвались на лёд играть за нас. 

— Бывали матчи, когда предъявляли защитникам за ошибки?

— Больше нет, чем да. Бывает, что защитник другой команды бросает, шайба задевает нашего игрока и от него в сетку ворот. Ну, что тут скажешь? У всех такое бывает. Я не выручила, она подставила, но ничего страшного, идём дальше. Не думаю, что хорошая идея — огрызаться или что-то высказывать защитникам. Все люди ошибаются. 


«Игроки «Ванке Рэйз» быстрее нас принимают решения»

— Вы провели классную регулярку, чего не хватило в финале для победы?

— Было нелегко играть против «Ванке Рэйз». Наш состав со старта сезона не менялся, а у китайской команды многие девушки подъехали по ходу чемпионата. Мы к концу сезона подустали, у соперника было заметно больше сил. Но наша команда хотела выиграть, боролась до конца. В «Ванке Рэйз» играют очень опытные хоккеистки. За счёт этого, может быть, они и взяли кубок. 

— Многие девушки рассказывали, что «Ванке Рэйз» играют в североамериканский хоккей, непохожий на российский. Вы, как вратарь, ощущаете, что с китайской командой играть сложнее?

— Да, соглашусь, что хоккей отличается. Игроки «Ванке Рэйз» быстрее нас принимают решения. Не знаю, с чем это связано, но они быстрее в плане мышления и скоростей на льду. Нам есть куда расти. 

— За последние три года «КРС Ванке Рэйз» дважды становились чемпионками. На ваш взгляд, это не ударяет по российским клубам?

— Конечно, хотелось бы, чтобы наши девочки были первыми. Но побеждает сильнейший. Благодаря играм с иностранными командами мы становимся сильнее. 

«Вообще ничего не знала о хоккее, даже на коньках не умела кататься»

— Вам всего 23 года, а вы самый опытный из действующих вратарей ЖХЛ (158 матчей). Так сложно это осознать. Вам тоже?

— Недавно узнала об этом. В лиге есть более взрослые и опытные вратари. Но раз по цифрам первая я… Это здорово, но придаёт еще больше ответственности. Я не должна опускать планку, а только прогрессировать. 

— Есть такое ощущение, что всю жизнь играете в ЖХЛ?

— У меня были такие сезоны, которые вообще бы не хотелось вспоминать. Но мы когда уходим в отпуск, отпускаем всё и в новый чемпионат идём с новыми силами. Для меня эти годы прошли как сезона три. Усталости нет, только заряд на каждый чемпионат. 

— С чем были связаны те неудачные сезоны?

— Были повреждения. Как-то мне на ногу упали, и я несколько месяцев не играла. Но во всём травмы винить не буду, где-то, может быть, плохо тренировалась. Раньше не было тренера вратарей, а он нам очень нужен. Самостоятельно было трудно работать и прогрессировать. 

— Написано, что вы родились в Заволжье, в Новгородской области. Как оказались в хоккее?

— Помню, как папа предложил мне пойти в спортивную секцию: в баскетбол или хоккей. Выбрала хоккей. Папа сказал, что пойду, если буду хорошо учиться. Через неделю узнала, что подружка записалась в хоккейную секцию и сразу пошла с ней. Я всегда была спортивной девочкой: играла за школьную команду по баскетболу и волейболу. Подружка через месяц на хоккей перестала ходить, а я осталась. Меня затянуло. Всегда была пацанкой: бегала, прыгала, тусовалась с мальчишками. 

— В Заволжье, получается, хоккей был популярен, раз даже для девочек была секция?

— Да, уже тогда в Нижнем Новгороде был СКИФ. Я туда попала почти с самого начала. В отличие от многих, начала заниматься с девочками, а не с мальчиками. Хотя сначала думала, что это только мужской вид спорта. Вообще ничего не знала о хоккее: ни правил игры, ни что такое смены, даже на коньках не умела кататься. 

— У вас была сильная женская команда?

— В Заволжье не было постоянного состава: девочки то приходили, то уходили. Те, кто больше занимался, перешёл в СКИФ, для нас создали команду СКИФ-2. У нас был молодой коллектив, максимум 19–20 лет, потом оставили только юниоров, до 18 лет и заявили нас на чемпионат России. Мы почти всегда занимали призовые места. После много девочек, в том числе и я, попали в первую команду. 

— Почему выбрала вратарскую позицию?

— Долго добивалась того, чтобы стать вратарём. Когда пришла в хоккей, то в команде было только две вратарские формы. Третью никак нельзя было достать. Две вратарские позиции были заняты, а мне очень хотелось в ворота. Нравилась форма голкиперов. Месяц каталась в игровой, а потом, после ухода одной девочки, забрала экипировку вратаря. Ни каплю не жалею, что так получилось. 

«Зарплату всем выплатили. Бывают трудности, но мы держались»

— На молодёжном уровне вас активно приглашали в сборную, вы ездили на Олимпиаду-2018. Сильно расстраивает, что в последние годы зовут других?

— Конечно, желание выступать в сборной есть. Но, может, недостаточно хорошо играю для сборной, или тренерский штаб так видит ситуацию. Когда придёт время, тогда вызовут. Жду и отношусь к этой ситуации философски. Не убиваюсь, не страдаю, сосредотачиваюсь на клубных делах.

— Попасть на Олимпиаду-2022 было вашей целью?

— Понимала, что шансов немного. Для себя решила: если не вызовут — не расстроюсь, если пригласят — будет круто. Так получилось, что изначально меня не вызвали, но потом у одного вратаря оказался положительный тест, меня пригласили в качестве запасного, однако я тоже заболела ковидом. Если бы сдала отрицательный тест, поехала бы на Олимпиаду. 

— СКИФ много контактирует с «Торпедо»? Есть ли какая-то связь между командами из одного города? 

— Наверное, всё-таки нет. Мы не пересекаемся, у них раздевалка в другой стороне арены. Можем только посмотреть на их тренировки, а так не общаемся. 

— На матчи «Торпедо» ходите, если позволяет график?

— Вообще у нас был такой трудный сезон, что хоть бы до дома дойти и отдохнуть. Некоторые девочки ходят, но я больше люблю чемпионаты мира и Олимпиаду смотреть.

— В следующем сезоне в «Торпедо» будет работать Игорь Ларионов — настоящая легенда хоккея. Интересно у него чему-то поучиться?

— Думаю, будем пораньше приходить на тренировки, чтобы посмотреть, как работает Игорь Николаевич. Здорово, что у «Торпедо» будет такой крутой тренер.

— В конце марта была информация, что финансирование клуба приостановлено. Вам выплатили зарплату за январь, февраль, март? 

— Считаю, что финансы не должны касаться игроков. У нас у всех контракты, мы играем. Всем выплатили зарплату. Бывают трудности, но мы держались все вместе, хотели добиться результата, и мы его добились. 

— Писали, что команда может не сыграть в плей-офф. Эта ситуация нервировала коллектив?

— Нет, мы играли и не думали об этом. Эти вопросы должны были решать наши руководители. Если бы держали в голове эту информацию, то это могло бы и на игре отразиться. 

— В связи с этим не боялись продлевать контракт с командой до 2024 года?

— C трудностями может столкнуться любая команда. Не знаешь где и что будет. Бывает, что где-то обещают одно, а выходит другое. Думаю, что в СКИФе всё всегда будет хорошо. 

— Из Нижнего Новгорода никогда не хотелось уехать?

— Уехать не хотелось, но думала попробовать что-то новое. Но не знаю, что будет в этом новом. В СКИФе у меня всё хорошо: здесь мои родные, играю, тренируюсь, прогрессирую. Отсюда не хочется уезжать. 

— Если бы не хоккей, чем бы занимались? 

— На тот момент, когда стоял выбор, могла уйти в баскетбол. Я играла за школу, были перспективы, даже тренеры пытались уговорить бросить хоккей ради баскетбола. Но я отказалась. Хоккей всегда мне казался чем-то новым, необычным, захватывающим. 

Автор: Дарья Тубольцева

Поделиться