Поделиться
05.10.2021 в 13:00

София Лифатова: «После драки на льду с мальчиком пошла на тайский бокс»

София Лифатова — одна из самых перспективных хоккеисток России. В Женской хоккейной лиге играет с 15 лет, в составе красноярской «Бирюсы» становилась бронзовым призёром турнира в сезоне 2018/2019. В прошлом году была лидером в списке самых результативных игроков лиги до 18 лет. В этом сезоне после шести матчей идёт вторым бомбардиром с 12 (6+6) очками. В мае София получила вызов в национальную сборную для подготовки к первому в её карьере чемпионату мира, в августе отправилась с командой в Калгари. В интервью Дарье Тубольцевой специально для официального сайта ЖХЛ Лифатова рассказала, как начинала играть в хоккей с мальчиками в Ангарске, возможно ли обыграть Канаду и США и какая у неё главная мечта.

«Ощущаешь себя игроком КХЛ»

— «Бирюса» отлично начала сезон, очень много забивает, хотя вы не главные фавориты чемпионата. С чем связываете такой успешный старт?

— В начале сезона у нас не было матчей с фаворитами. Играли против новичков и тех, кто в прошлом году был ниже нас в турнирной таблице (разговор состоялся 1 октября, до игр со СКИФ — прим.). Для нас это была некая тренировка перед матчами с более сильными соперниками.

— Когда мы договаривались об интервью, вы сказали, что едете в аэропорт, у вас перелет до Москвы, потом у вас поезд до Нижнего Новгорода. Поездки во время чемпионата ЖХЛ —это очень тяжело?

— Мы находимся далеко от большинства соперников, поэтому приходится много летать. В этом сезоне будет больше матчей, чем в предыдущем, так что летать придется ещё чаще. В какой-то степени ощущаешь себя игроком КХЛ. Сейчас понимаю, что нужно качественнее восстанавливаться, чтобы быть готовыми играть.

— Из Красноярска до Москвы пять часов на самолете. Вы спокойно переносите длительные перелеты?

— Такой полет стал уже нормой для меня, но всё равно физически тяжело его переношу. Хотя, когда в последний раз летели, я так увлеклась рисованием, что пропустила объявление о посадке. Сложность не только в длительных перелетах, но и в смене часовых поясов − между Красноярском и Москвой целых четыре часа. Тяжелее всего, конечно, было, когда в Канаду летели.

— Рисование — ваше хобби?

— Только недавно начала увлекаться. Ничего особенного не делаю, просто раскраски раскрашиваю, рисунки антистресс. В полётах не всегда хочется читать из-за усталости или плохого освещения, а рисование — отличный способ занять себя.

— У вас 12 очков в шести матчах — очень бодрый результат. Что вообще поменялось по сравнению с прошлым сезоном?

— Появилось больше уверенности. Плюс с партнёрами играем всё дольше, соответственно взаимопонимание лучше, знаем, что и кто сделает в той или иной игровой ситуации.

— В прошлом сезоне тройка Добродеева − Лифатова − Павлова стала самой результативной в лиге — 40 шайб в 27 матчах. Сейчас вы тоже вместе играете. Как вообще вас поставили в это звено?

— Когда тренер решил нас поставить вместе, мне было очень приятно, потому что Лера (Павлова) лучший бомбардир ЖХЛ прошлых сезонов, а Катя (Добродеева) тоже здорово прибавила за последнее время. Классно играть с девочками, которые хотят прогрессировать и учиться. Мы вместе растём.

— Вы — самая младшая в тройке. Партнёры вам много подсказывают?

— Когда меня только поставили в эту тройку, то критики и подсказок было гораздо больше, чем сейчас.

— Тяжело в 18 лет быть центром такого звена?

—Сейчас уже нет. Мы вместе решаем, как лучше поступить в той или иной ситуации, можем договориться.

— Вас считают главным российским талантом в женском хоккее. Такие слова вам льстят или, наоборот, придают уверенности?

— Если честно, первый раз такое слышу. Мне кажется, нужно заслужить, чтобы о тебе так говорили. Показать себя, доказать всем. Говорить можно что угодно, а результатом не прикреплять.

— Так вы уже и на взрослый чемпионат мира попали, идете одним из лидеров ЖХЛ по очкам.

— Попасть это одно, а выиграть Олимпиаду — это другое. А поводу гонки бомбардиров ЖХЛ — так прошло совсем мало матчей, впереди всё самое главное.

 

«В мужской команде приходилось отстаивать своё мнение»

— Как вы оказались в хоккее?

— Начинала в девчачьих видах спорта: ходила на танцы, фигурное катание, художественную гимнастику. На арене «Ермак» помимо фигурного катания мальчики играли в хоккей. Я с любопытством смотрела за их тренировками. Тренер меня заметил и предложил прийти попробовать. И вот до сих пор я в хоккее.

— Родители не были против, что будете играть в хоккей с мальчиками?

— Они думали, что я немножко поиграю и брошу. Вроде бы против никогда не были, всегда меня поддерживали. Только бабушка говорила: «Бросай хоккей, поехали жить в деревню».

— До какого возраста играли в мужской команде?

— До 14 лет. Была отдельная раздевалка: переодевалась в небольшой комнатке, где до этого коньки точили. Меня воспринимали как равную, со мной соперничали. Многие девочки рассказывали, что к ним мальчики в командах относились уважительно и поддерживали. Но у меня в команде только несколько человек вели себя так, а вот по большей части мне было тяжело. Приходилось всегда отстаивать своё мнение, защищаться.

— Мальчики из команды за вами не бегали?

— Может и бегали, но не ухаживали. Я для них была равной, смогла так себя поставить в коллективе.

— Что же вас заставляло продолжать играть в хоккей, если было так тяжело?

— Тяжело было в бытовом плане, но хоккей я всегда любила. Старалась решать проблемы, искать выходы из ситуаций.

— С кем-то из ангарских ребят-хоккеистов, знакомы?

— С Димой Воронковым знакома, летом даже вместе играли. Вову Грудинина знаю (защитник «Красной Армии» — прим. ред.), с ним мы были в одной команде 2003 года рождения.

— Воронкову вы сильно проигрываете?

— Ну, Диме в физических данных я точно уступаю. По мышлению, может быть, мы примерно равны. Но у мальчиков сто процентов сильнее бросок, быстрее катание, большинство элементов они выполняют лучше.

«Мальчик увидел, что перед ним девочка, но продолжил бить»

— Как оказались в «Бирюсе»?

— У меня были предложения из нескольких женских команд: из Челябинска, Москвы. Но ближайшая женская команда из ЖХЛ к Ангарску была «Бирюса» из Красноярска, поэтому мы с семьёй решили, что я буду жить поближе к родному городу. В ЖХЛ можно играть только с 15 лет, а мне на тот момент было 14, и я год отыграла за мужскую команду «Сокол»-2005, параллельно тренировалась с «Бирюсой».

 — Ваша семья с вами переехала в Красноярск?

— Мы переехали с мамой, а папа работает в Ангарске, но приезжает к нам.

— От Ангарска до Красноярска больше тысячи километров. Как добираетесь?

— На машине сутки ехать, может быть, чуть меньше.

— Вы всегда выделялись среди сверстниц?

— Мне с детства говорили, что есть способности, мышление развито. Да я и сама понимала, что у меня есть перспективы.

— А когда пришло понимание, что хоккей — это серьезно?

— Наверное, только сейчас. Понимаю, что это работа, моё любимое дело, моё хобби.

— Вы летом закончили школу. Куда поступили?

— В Сибирский государственный университет на экономику. Не захотела идти на спортивный факультет. Женские тренеры не так востребованы на высшем уровне, только если в роли ассистента. И тренерство не настолько мне интересно, что я хочу пойти в эту сферу и попытаться изменить ситуацию.

— Почему, кстати, в женском хоккее так мало женщин-тренеров?

— Наверное, потому что мужчины более образованные в хоккейном плане. Женщины друг друга лучше понимают по бытовым вопросам, но в хоккейном плане тренеры-мужчины сильнее.

— Тренеры в мужских командах в России, как правило, довольно жёсткие. Могут и прикрикнуть, и ударить. Какие вам в карьере попадались?

— Чаще жёсткие, но не настолько, чтобы бить. Просто были требовательными, могли накричать.

— Когда играли с мальчиками, тренер вам послабления давал?

— Да, от мальчиков требовали больше и в плане дисциплины, и в плане игры.

— Дисциплину игровую или бытовую?

— И то, и то другое. Очень важно заложить это в детстве. Есть много талантливых игроков, которые из-за плохой дисциплины не смогли достичь больших успехов в хоккее.

— В детстве дрались с мальчишками на льду?

— Бывало. Обычно, когда мы на пятаке с мальчиками боролись, до драк не доходило. Меня могли случайно один раз ударить, потом парень замечал, что перед ним девочка и прекращал. Один раз была ситуация на тренировке: мальчик увидел, что перед ним девочка, но продолжил бить, а я вообще растерялась. Он меня завалил на лед и не прекратил драться. Тогда сильно расстроилась, много плакала. После этого я пошла на тайский бокс учиться самообороне. Так что сейчас смогу постоять за себя, но первой нападать никогда не буду.

— У вас очень красивые пышные кудрявые волосы. Удобно ли с ними играть?

— Не совсем. Волосы постоянно цепляются за форму, из-за этого портятся, что меня расстраивает. Но коротко постричься ради хоккея никогда не хотела.

— Обычно девочки с прямыми волосами мечтают о кудрявых и наоборот.

— Да, в детстве хотела прямые волосы, но потом научилась ухаживать за ними, поняла, что они красивые.

«Сборная России может бороться с США и Канадой»

— В августе вы ездили на свой первый чемпионат мира. Чему он вас научил?

— Сто процентов я получила опыт. Но мне было сложно адаптироваться, так как до этого я играла только за молодежную сборную. Чувствовала давление. На турнир я поехала в качестве запасной, но потом меня включили в состав. Выходя на лёд, не боялась соперника, чувствовала себя уверенно. Сам чемпионат мира оставил чувство недосказанности, всё-таки хочется играть в основе и улучшить результат.

— Для многих перенос турнира с весны оказался стрессом. Но ведь вас изначально не было в составе, получается, вам только в плюс пошло?

— В какой-то степени, да. Мне повезло.

— На последней минуте матча с Канадой Ольга Сосина забросила шайбу после того, как вы выиграли вбрасывание. Для вас это вообще важный момент?

— Да, это было важно. Нельзя было проиграть в «сухую», тот гол дал мне эмоциональный толчок. Я поняла, что способна помогать нашим опытным игрокам забрасывать. Это было приятно.

Играя против североамериканских сборных, есть ощущение, что соперницы с другой планеты?

— У меня такого ощущения не было. Мы просто можем терять концентрацию, из-за этого пропускаем несколько голов практически сразу, а потом тяжело догнать. В России здорово поднялся уровень женского хоккея, мы можем бороться с США и Канадой.

— Может ли быть такое, что на матчи с такими сильными соперниками мы выходим заранее обреченными на неудачу?

— Нет, такого точно нет. Если ты будешь бояться, будешь неуверенным в себе, то точно ничего не получится. Таких мыслей даже не должно быть.

— Олимпиада для вас самый важный турнир?

— Да, с детства мечтала выиграть олимпийское золото. Сейчас я иду к своей мечте.

— Удовлетворит ли вас бронза?

— Это тоже результат, но сперва нужно заслужить право быть в команде на Олимпиаде.

Дарья Тубольцева


 

Поделиться