22-летняя Нина Пирогова из «Торнадо» – лучший бомбардир-защитник и лучший снайпер-защитник в ЖХЛ по итогам первой части сезона. Она игрок национальной сборной России, которая в феврале 2022 года сыграет на Олимпиаде в Пекине. 8 января Пирогова в четвёртый раз сыграет в Матче Звезд Женской хоккейной лиги в Челябинске.
В подкасте «Беттмэн позвонит» хоккеистка рассказала о драках в женском хоккее, развитии ЖХЛ и предстоящей Олимпиаде.
– Какой самый желанный трофей в женском хоккее?
– Олимпийское золото.
– Но оно, судя по результатам, достаточно далеко для женской российской сборной?
– Это зависит от нас. Чудо всегда может случиться. Надо продолжать работать, улучшать свои кондиции. Канадки недавно провели мини-турнир с юношами из сборной U17. Это круто. Насколько я знаю, они проиграли в полуфинале. Но всё равно дошли до него.
– А вы не играете с мужчинами?
– Если мы выйдем против U17 – будет больно, обидно, сядем в круг, возьмёмся за руки и поплачем. Потому что уровень сильно различается. Североамериканский хоккей и то, что происходит в России с женским хоккеем – это две разные вещи.
– Перед тем, как мы с тобой договаривались о записи, ты сказала, что у вас график 6/1. То есть, условно, с понедельника по субботу у тебя тренировки, матчи?
– Видеопросмотры, пробежки, зал и так далее.
– Сколько по времени это занимает? Во сколько твой день начинается и во сколько заканчивается?
– Если две тренировки, то я встаю в восемь утра. Завтракаю. Иду на тренировку. Разминка, лёд, зал. Потом возвращаюсь домой, сплю, иду на вторую тренировку. Вторая тренировка начинается где-то в четыре. В семь я иду в душ и у меня свободное время вечером. Поесть и поспать. (смеётся)
– Забавный момент, перед записью отец спросил меня: – «Кто у тебя в гостях на этот раз?». – «Девушка, она играет в сборной России». – «Чего? Есть женский хоккей?». Кто идёт в женский хоккей? Что это за люди?
– У меня есть брат, он старше на четыре года. Такое постсоветское время, когда денег нет, а кушать хочется. А тут форма оставалась после него по наследству. Прикольно, весело. Ещё и у нас в Ступино построили школу хоккейную, появилась секция, куда можно отдать своего ребёнка, почему нет? Меня записали к мальчишкам. У нас было три возраста: 1998, 1999 и 2000 г.р. Я первое время там играла, потом брат перешёл в Подольск. А «Витязь» в мужском хоккее играет на Москву, где уровень выше, чем у Московской области. Там топовые команды – ЦСКА, «Динамо». И меня отвезли на просмотр в Подольск. Я подошла и играла по своему возрасту за мальчишек в клубе «Витязь».
– Теперь отпали вопросы, почему когда вводишь на YouTube «Нина Пирогова», то выдаёт ролик первый - это драка.
– У меня только одна драка была. (смеётся)
– Ну всё равно, Подольск - очень хорошая школа бойцов. Что произошло в твоей карьере дальше?
– Я играла в хоккей. Не знала и не думала о том, что есть женский хоккей на уровне чемпионата мира, Олимпиады.
– Тебе сколько лет было?
– Ну где-то в 2010 году, когда Олимпиада была, я узнала, что есть женский хоккей, где можно выступать на чемпионате мира, на Олимпиаде и тому подобное. Появилась хоть какая-то цель профессионально дальше заниматься. Мне было 10-11 лет. Я вообще хоккей любила, а тут прямо загорелась. Больше начала работать. А то раньше у меня максимум был – доказать мальчишкам, что я не хуже их. Классная мотивация, на самом деле. В 13 лет меня вызывали в молодёжную сборную впервые.
– А как происходит вызов в сборную?
– Просто приходит письмо-вызов от федерации в клуб, что они заинтересованы игроком. В моём случае это был уже «Капитан» (Ступино). Я поехала на сбор. Очень забавная ситуация, кстати, была. Никого не знаю. Передо мной главный тренер, а я в поло USA Hockey. Меня отчитали, подумала: «Ну всё, выгонят». Молодёжный чемпионат мира мой первый был в Будапеште в 2014 году. Он был апрельский, после Олимпийских игр – мы заняли четвёртое место. Потом в Баффало мы выиграли первую в истории женского хоккея бронзу МЧМ. После этого «выросли крылья за спиной», поняли, что мы можем что-то выигрывать. Поэтому и работать хотелось, и глаза горели. Потом меня взяли в «Торнадо» в 14 лет. Еще до образования ЖХЛ. Данный клуб был самым титулованным на тот момент, собственно, таким и остаётся. Там я набралась много опыта. У нас были и легионеры: канадки, американки. Я пришла тогда в зале, маленькая девочка. У нас была хоккеистка Келли Стедман. Она 120 кг приседает.
– Она выглядела внушительно?
– Она выглядела как атлет. И у неё ещё просто очень хорошие данные. Рост был больше 180 см. Вес не знаю. И смотря на девушек старших, я росла, развивалась. Потом понеслись вызовы в национальную сборную. Победы, проигрыши, уровень видишь.
– Национальная сборная с какого года была?
– Во взрослую национальную сборную я в 2015 году попала. У нас был чемпионат мира в Мальмё в Швеции. Мы тогда заняли вроде бы четвёртое место. В 2016 году была первая бронза за национальную команду в Канаде.
– За бронзу что-то вам давали? Если да, то что?
– Да, давали. Естественно, это не машины. Деньги давали. Есть определённые квоты. За определённое соревнование, за определённое место. В год стипендия платится и призовые тебе дают. Нам по-моему дали 500 тысяч на человека.
– Сколько стипендия?
– По-моему 30 тысяч в месяц. Это именно от сборной, если ты выигрываешь соревнование, то тебе целый год платится стипендия. Бронза также считается.
– Чем отличается женский хоккей от мужского?
– Во-первых, это банально физиология. Как бы я ни работала, я не стану Макдэвидом, если смотреть правде в глаза.
– По каким критериям?
– Скорость и сила. Даже если я мыслю на десять ходов вперёд, это может мне помочь, но меня всё равно потом догонят и «съедят». Это одна из причин, почему мы с США и Канадой играем хуже. У нас большие провалы в физике. В физике и скорости принятия решения. Они намного мощнее. У них другая работа. Мощь и сила. В этом компоненте нам надо прибавлять очень сильно.
– Я читал, что нагрудники для женского хоккея делают индивидуальные. Правда?
– У меня никогда не было индивидуального нагрудника. Я беру обычные. У меня вся форма мужская. Единственное различие, что мы играем в масках. Нам запрещено играть в визоре как у мужчин. Поэтому я не видела ни одной беззубой хоккеистки в жизни.
– Миф №1 мы развеяли. Какие ещё отличия?
– Ракушка. Ракушка − это отличие. Она тоже есть, но она плоская.
– Это форма. А что качается тренировочного процесса?
– Всё то же самое. Единственное отличие – наверное, в зале у нас веса меньше.
– Есть ли в женском хоккее спортсменки, которые исполняют роль тафгая?
– К сожалению, нет. Я тоже за зрелищность. Но что делает тафгай в основном? Он защищает лидеров команды. Ещё он устраивает шоу. Женский хоккей к этому ещё не пришёл. В Америке тоже такого нет. Но вот если говорить про силовые приёмы, то канадки и американки уже на уровне международной федерации хоккея просят разрешить играть в силовой хоккей. Банально мельницы, у борта пожёстче играть и так далее. Я не знаю про остальные страны, но лично я была бы не против. Мне было бы попроще играть. Дело именно в силовой борьбе. Проще остановить соперника.
– Ты - защитник. Это в твоих интересах.
– Это тоже минус женского хоккей. У нас разрешается силовая борьба, но она на усмотрение судьи. Я могу сыграть жёстко, а судья может свистнуть, а может и нет. Понятно, если я сделаю мельницу, меня удалят.
– В 2015 году была основана Женская оккейная лига. На данный момент в ней десять команд. Какие команды из КХЛ и ЖХЛ можно сравнить?
– У нас есть четыре клуба, которые на данный момент находятся с шестое по десятое места. Два из них - новички. Это «Белые Медведицы», «Ледяные Крылья». И два уже не первый год в Лиге – СКСО и «7.62». Это как «Амур». Девчонки молодцы, стараются. Всё придёт. У нас как-то всё плотно и непредсказуемо идёт. Плотнее, чем в КХЛ.
– Сейчас игр до января не предвидится, после чего следующие в феврале.
– Всё было подстроено под сборную. Потому что у нас нет такого, как в КХЛ – если кого-то вызвали в сборную, то матчи продолжаются. У нас это очень бьёт по командам. В «Торнадо», если забирают всех лидеров в сборную, то мы становимся «Куньлунем». Если вратаря забирают, то вообще тяжело. А сейчас Универсиада должна была быть, потом МЧМ, Олимпиада – поэтому такая пауза.
– Когда ты заработала первые деньги?
– Прямо первые – это были с мальчишками выезды. Когда длинный выезд, то нам давали суточные, что-то около 300 рублей. Причём это в восемь лет.
– А когда первую большую сумму ты получила?
– В «Торнадо» получается, когда я подписала контракт. Стабильная зарплата, десять месяцев в году. Плюс отпускные.
– Сколько у вас отпуск?
– У меня контракт до 30 апреля. Был один год, когда нам сказали, что мы работает весь май. Это был дополнительный трудовой договор.
– А когда всё же получили самые большие деньги?
– Когда выиграли молодёжный чемпионат мира.
– А не призовые?
– Когда взяли Кубок Европейских чемпионов, это вроде 2014 год был. Мне тогда к отпускным еще 150 тысяч пришло. На тот момент это было для меня что-то «вау». Мне 15 лет. Я маму свозила на отдых. Я просто как король мира в Ступино ходила :).
– Ещё один миф о женском хоккее. Верно ли утверждение, что большое количество девушек в женском хоккее проповедуют не гетеросексуальные отношения?
– В тех же Канаде и США я знаю хоккеисток, которые не скрывают этого и даже вступили в брак. В России я чужой личной жизнью не интересуюсь.
– Как ты относишься к тому, что бюджет клуба ЖХЛ равен зарплате среднего игрока КХЛ?
– На примере североамеринских сборных могу сказать. В США девчонки бойкотировали соревнования из-за того, что их зарплата с национальными мужскими командами различалась. При том, что они выигрывают соревнования чаще, завоёвывали титулы. Мужчины их поддержали. Федерация приняла решение и теперь у них в этом вопросе равноправие. Я считаю, что они имели право высказаться по этому поводу, потому что они что-то выиграли.
– В плане медийности, кто в женском хоккее - Александр Овечкин? Вот я хочу в Instagram на кого-то подписаться. За кем мне следить? Кто топ и легенда?
– Это такое, сегодня ты – легенда, завтра тебя смешают с грязью. Смоленцева была, насколько я знаю, она до сих пор считается топовым нападающим и её рекорд по голам в чемпионате России никто не побил. Сейчас она уже ведёт семейную жизнь, закончила с хоккеем.
– А если брать иностранок?
– Хиллари Найт. У них по медийности всё очень здорово. Довольно часто привлекают на Матчи Звёзд, тренировки с НХЛ.
– А вас не привлекают?
– На Матч Звезд в последние четыре года – да.
– Сколько стран реально играет в женский хоккей?
– Канада, США, Финляндия, Россия. Потом, наверное, Китай. С учётом того, что они попали в нашу Лигу, пытаются развиваться, деньги дают клубу. Это немаловажно. Япония, возможно. Швейцария и Чехия. Честно, вот вы мне про женский хоккей заедёте вопросы, а я и сама не знаю. Ну вот топ-4 так и есть: Канада, США, Финляндия, Россия. С большим отрывом от всех.
– Количество девушек, играющих в хоккей с того времени, как появилась ЖХЛ, изменилось?
– По детскому спорту я думаю да. По профессиональному – нет. Хотя Лига старается, уровень стал выше и по медийности, и по спортивной составляющей. Более-менее стал равный хоккей. Раньше счётом 0:18 вообще не удивить было. Сейчас уже это редкость.
– Мечтают ли в женском хоккее уехать за океан?
– Отличный вопрос. Несколько лет назад они создали женскую Национальную хоккейную лигу, и там было шесть команд. Потом в какой-то момент стало хуже с финансированием. Остались четыре команды. Насколько я знаю, там уже не играют топовые игроки. Но развивается лига в Финляндии. Там играют финки, легионеры какие-то. А именно чем занимаются и чем дышат американки и канадки – это хороший вопрос. Либо они в колледже играют, либо со сборной ездят.
– Тебя узнают на улицах? В Дмитрове хотя бы?
– В Дмитрове тем более нет. Мне говорят: «Да тебя все знают. В Ступино так вообще». Но я так иду в магазин, смотрю, да кто меня знает? Нет. Ну и нормально.
– Какие ощущения, когда играешь за сборную? Последние годы ты играешь в сборной, когда нет ни флага, ни гимна, играет Пётр Ильич Чайковский.
– Ещё соревнования любят отменять и переносить. Вот эти два года – это какой-то ужас. Тут не только в спорте, но и в повседневной жизни. Бьёт, конечно, по самолюбию. Тяжело, но надо выходить и играть.
– Какие ощущения, когда ты играешь за сборную на Олимпийских играх?
– Офигеть просто. Я такой человек, который может собраться. Но на руку смотрела, мондраж был первые две минуты на первой игре. Это нормально, даже хорошо. Плохо, когда ничего не боишься. Не боишься подвести ни клуб, ни страну. Просто надо справляться с этим.
– Есть ли в женском хоккее, что после неудачного матча кто-то кого-то обвиняет?
– Нет. Нам тренер «пихает» будь здоров. Там можно ничего друг другу не говорить, тебе всё выскажет тренер.
– А мат стоит в раздевалке?
– В раздевалке – нет, на льду – да. Такая стрессовая когда ситуация, это просто рабочий язык.
– Я часто спрашиваю по поводу мотивирующих речей. Мне кажется, на Олимпийских играх, на важных матчах они по-любому есть. Как это происходит у девушек? Кто у вас из сборной такой оратор?
– От случая к случаю. Всё от ситуации зависит. Когда у лидеров что-то не получается, может обычный рядовой игрок просто сказать. Не то что нет авторитетов, но голос имеет каждый. Это нужно иметь определённую смелость. Не побояться быть дурачком, если что-то не то скажешь. Говорить от сердца.
– Ты говорила когда-нибудь?
– Были моменты. Уже не помню, что имеено, но с головой говорила, что чувствовала.
– Женский хоккей по популярности от одного до 10?
– Зависит от контингента. Есть те, кто только женский хоккей смотрят. Именно в России сейчас где-то, если говорить реалистично, два-три.
– Что нужно сделать, чтобы довести до десяти это?
– Выигрывать международные соревнования.
– Вход на все матчи ЖХЛ свободный?
– Абсолютно бесплатно.
– Зачем ходить на матчи ЖХЛ? Какой опыт я там получу?
– Много комбинаций. Опять же к физиологии вопрос, мужики быстро играют. Мы медленней, у нас меньше силовых приёмов. Больше свободы действий, можно творить на льду.
– Вы играете на площадке не канадской?
– В основном, да. В ЖХЛ все европейские площадки.
– А что бы ты ещё сделала?
– Силовые бы ввела.
– Молодёжный чемпионат мира в 2017 году. Ты в матче с Чехами устроила драку. Что случилось?
– Просто вратаря обидели. Я не думала, что всё так выйдет. Обычный игровой момент, вратарь поймал, мы по рукам ударили. Толкнула девчонку. Началась заварушка. Мне просто прилетает прямой в голову. Ну и дальше понеслось.
– Неужели у девушек также закаливают эмоции, как у мужчин?
– Да, конечно. Я даже думаю, ещё хуже. Разъяренная женщина – это надо убегать.
– Сколько драк у тебя вообще было за карьеру?
– Ну вот такая – одна. Когда вот ты скидываешь перчатки и за себя не отвечаешь. Я люблю похитовать. Но это не про грязь, по мужским меркам, меня бы никогда не удаляли. Зрители бы аплодировали.
– Женский коллектив. Это клубок змей?
– Мне кажется, что это – миф. Бывают моменты, как в женском, так и в мужском хоккее.
– Видишь ли ты комментарии «Хоккей - это не женское дело»?
– Ну да, особенно когда мы проигрываем США, Канаде, такие прикольные комментарии.
– Верно ли, что ты в себе выработала мужские черты характера?
– Ну я бы вообще не делила черты характера на мужские и женские. А какие вот мужские черты характера?
– Умение принять решение.
– Да что вы? Тут феминистки взбунтуются. Умение принять решение – почему это мужское?
– Ну вот так повелось традиционно.
– А вот, к чему мы возвращаемся. К стереотипам, к традициям.
– Ну у нас есть скрепы, и скрепы говорят о том, что принятие решения остаётся за мужчиной.
– Ну мы же уже не в каменном веке. Ещё сила, мощь, умение отвечать за себя. Мы к тому и приходим, что это не мужские черты характера, это в принципе про характер. Либо сильный человек, либо – нет. Ну а почему опять же я не могу принимать решения? Самостоятельные. Это про то, что американки и канадки идут бороться за свои права. Мы – нет. Мне пока что стыдно бороться за свои права, потому что я понимаю, что мы ничего не выигрываем такого, что выигрывают они. Они занимали только первые места. Они могли это сказать. Но если бы они занимали третье и четвёртое места, они всё равно бы пошли. Это уже менталитет.
– Перед тем как вы едете на Олимпиаду, вам ставят какую-то цель?
– Медали – цель.
– Любые?
– Да, любые. Ну настраиваемся на самые высокие результаты. От матча к матчу идти.
– Какие есть штрафы в командах?
– За мат штрафы. На тренировках нельзя матом ругаться. Сколько слов сказал, по 100 рублей слово. Я считаю, что это правильно. Бывало, что приходилось оплачивать.
– По поводу мата меня очень сильно удивило.
– Ну это никого не красит. Все понимают, что в игре эмоции захлёстывают. Это не то что нормально, но это бывает. Но чтобы в обычной жизни или на тренировке – такого себе никто не позволяет часто. Бывает. Но это ненормально.
– Хоккейная карьера не вечна. Что девушки делают по завершению карьеры?
– У нас есть те, кто рожает и возвращается. И не один раз рожают и возвращаются.
– Как это происходит? Декретный отпуск?
– Да, как на обычной работе. Кто-то раньше выходит, кто-то позже. В основном, до года все кормят и выходят. В команде у нас три мамы вернулось.
– На каком месяце они уходят уже с тренировочного процесса, с матчей?
– Ну как узнают, так сразу. Я слышала, что до трёх месяцев, по-моему Смолина, играла. Она отыграла чемпионат мира.
– Они возвращаются после декретного отпуска. Они восстанавливают свои кондиции? Это же большой срок?
– Со временем – да, конечно. Тем более, никто не знает, как пройдут роды. Осложнения бывают.
– Чем занимаются девушки после завершения карьеры? Куда они идут, как правило?
– Хороший вопрос. Кто-то вообще никуда не идёт и на традициях вывозят. Муж, семья. Все по-разному, у кого-то несколько образований, идут по другой специальности. Кто-то в хоккейной сфере двигается. Кто-то идёт тренером работать, кто-то там с экономической специальностью бухгалтером. Обычные профессии. Кто-то по карьерной лестнице.
– А в женском хоккее заканчивают в таком же возрасте как в мужском?
– Есть и такие, кто в 40 играет. Единицы. В среднем 30—35 лет.
– Чем бы ты хотела заниматься?
– Хороший вопрос. У меня сейчас дипломный год. И второе образование я хочу получать точно не связанное со спортом. Я на измене сейчас. Мне очень много что нравится помимо спорта.
– Если бы не хоккей, что бы это было?
– Всегда мне этот вопрос задают. А я всегда отвечаю: балет. Но это уже, конечно, нет. Ну а что? Красиво. Не знаю. Реально не знаю.